11. Подача голоса - Нквд рсфср 1 Подача голоса [Коменда „голос") (Команда „барьер")
Учебные материалы


11. Подача голоса - Нквд рсфср



11. Подача голоса


[Коменда „голос")


Способов обучения собаки приему „голос" существует много. Укажем те из них, которые считаются общеупотребительными. Нужно иметь в виду, что в начале обучения всякое проявление лая собаки необходимо связывать с командой „голос", кроме тех случаев, когда она находится в возбужденном состоянии во время лая на чужого человека или на домашних животных.
Надо показать собаке кусок мяса, но не давать ей до тех пор, пока она не даст голоса. Как только будут слышны первые нотки голоса, тотчас же произносить команду „голос", „хорошо", „голос". После этого следует дать ей мясо. Если после нескольких таких упражнений собака по одной команде не будет „давать" голоса, тогда переходить к следующему упражнению.
Держа поводок в руке, войти в клетку к собаке, поласкать ее, прикрепить поводок к ошейнику и сделать вид ухода с нею на прогулку. Опять поласкать собаку. Отстегнуть поводок от ошейника и, оставив собаку в клетке, медленно удаляться от нее задом. Собака, оставшись одна в клетке и видя уходящего дрессировщика, обязательно начнет взвизгивать, а затем и лаять. Вот этот момент взвизгивания и лая собаки и надо связать с командой „голос" — „хорошо" — „голос". После этого войти опять в клетку собаки, поласкать ее, дать лакомства и итти с нею на прогулку. Это упражнение необходимо повторять каждый день перед выгулом собаки до тех пор, пока она в совершенстве не усвоит команды „голос".
Если предыдущее упражнение не приведет к желаемой цели, тогда рекомендуется проделать следующее. После конца занятий в поле с собакой, перед уходом домой, поиграть с нею, а затем привязать ее на короткий поводок к изгороди, к столбу или дереву так, чтобы она имела возможность шага на два отходить от привязи, и начинать задом отходить от нее. Собака начнет рваться, взвизгивать и лаять. Услыша лай, надо остановиться, произвести команду „голос" и, если она тотчас же опять будет лаять, сказать „хорошо"-—„голос", подойти, дать ей лакомства, отвязать ее и вести домой. По дороге остановить, усадить собаку и произнести команду „голос". Проделывая это упражнение по нескольку раз в день, можно-научить собаку давать голос при всякой обстановке.
В крайних случаях, когда все указанные способы обучения не дадут желательных результатов, можно пользоваться следующим способом. Усадить собаку. Держать левой рукой за ошейник, а большим и указательным пальцами этой же левой руки сжимать кожу за правым ухом собаки. Причиняемая сжиманием боль вызовет у собаки лай или визг, которые нужно связать с командой „голос". Как только появляется взвизгивание, сжимание прекращается, следует поощряющая команда „хорошо" и дается лакомство. Как только собака по одной команде будет давать голос в помещении, в поле, на привязи и без нее, можно приступать к обучению ее давать голос на расстоянии, начиная от 3 метров и доводя до 50 метров. Команду „голос" на расстоянии надо связывать с жестом: помахивание кистью-правой руки, которая должна находиться на высоте груди.Когда будет установлена связь команды с жестом, можно требовать голос и по команде и по жесту.

12. Прыжки через Препятствия.


(Команда „барьер")


Общие замечания. При обучении собаки прыжкам через препятствия необходимо, главным образом, руководствоваться тем, чтобы развить и укрепить собаку физически и закрепить имеющуюся уже дисциплину. Высота барьера не должна превышать 2 метров. Ниже можно, выше нельзя. Обучать этому приему можно только здоровых, вполне сложившихся и окрепших собак, от 9 месяцев и старше. На том месте, где будет находиться барьер, и вокруг него почва должна быть не каменистой, а немного взрыхленной и очищенной от камней и мусора. Это необходимо для того, чтобы во время прыжков собака не могла поранить себе лапы. В начале дрессировки нужно проделать 3—4 упражнения ежедневно, а к концу— от 1 до 2 раз в день
Рис. 21. Правильное положение дрессировщика у барьера.
Имея разборный переносный барьер вышиною в 2 метра, шириною в 1/5 метра, от 10 до 12 досок, надо оставить 3—4 доски и итти с собакой к барьеру. В 3 метрах от него остановиться так, чтобы находиться перед серединой барьера, усадить собаку (рис. 21), сделать небольшую выдержку и, взяв левой рукой за конец короткого поводка, быстро подбегать к барьеру и перепрыгивать через него, одновременно произнося команду „барьер". В этом случае собака обязательно последует за дрессировщиком. После прыжка нужно повернуться лицом к барьеру и встать от него опять на расстоянии 3 метров. После небольшой паузы сделать еще один прыжок и закончить упражнение. На второй день повторить это упражнение.
После этого, чтобы проверить, будет ли собака прыгать сама нужно во время подбега с нею к барьеру делать вид прыжка, одновременно увлекая ее посредством поводка через барьер. Если собака сделала прыжок, дрессировщик, находясь по эту сторону барьера, должен освободить поводок так, чтобы он не был натянут, и, как только собака повернется мордой к барьеру, подавать команду „сидеть" и сдерживать ее поводком, не давая ей возможности приблизиться к барьеру (рис. 22).
После того, как собака села, надо сделать небольшую выдержку и, держа поводок полунатянутым, произносить команду „барьер" и делать отход от него на 1—2 метра назад. После прыжка собаки тотчас же необходимо направлять поводком движение ее для того, чтобы она могла занять место у левой ноги. Повторить это упражнение еще 3—4 раза. На следующий день прибавить одну доску и проделать все то, что делалось накануне.
Рис. 22. Положение дрессировщика после прыжка собаки.
Никогда не следует увеличивать высоту барьера на глазах у собаки. .
Может случится и так, что собака не будет „брать" барьера; тогда надо суметь различить, вследствие ли переутомления она отказывается или какого-нибудь поранения или же просто из-за упрямства. В таких случаях необходимо осмотреть пальцы собаки с внутренней стороны передних и задних лап, которые часто бывают поражены. Если это будет обнаружено, тогда не надо больше заставлять собаку прыгать. Точно так же нельзя принуждать собаку прыгать тогда, когда она утомлена. Если же видно, что собака не прыгает только благодаря своему упрямству, то тогда с помощью поводка нужно принудить ее к прыжку.
По мере увеличения высоты барьера нужно менять короткий поводок на длинный. Когда собака без принуждений по одной команде „барьер" свободно прыгает через него туда и обратно и после каждого прыжка по команде „сидеть" садится и делает выдержку, тогда можно приступать к упражнениям без поводка.
Надо встать перед барьером с собакой так, как было указано выше, усадить ее, сделать 1 шаг вправо, 1 вперед и повернуться на-
Рис. 23. Перед посылкой собаки через барьер.
Ркс. 24. Положение дрессировщика после прыжка собаки.
лево. После небольшой выдержки, указывая правой рукой на барьер, произносить команду „барьер" (рис. 23), а после прыжка собаки тотчас же подавать команду „сидеть" (рис. 24). Если собака не села, а подходит к дрессировщику, то ее нужно взять и отвести на то место, откуда она пришла, если же она исполнила команду „сидеть", тогда, после небольшой выдержки, следует подавать команду „барьер". Обучение собак прыганию через ручьи, канавы и всякого рода живые изгороди производится точно таким же способом.
К обучению прыжкам через барьер с аппортом нужно приступать тогда, когда собака будет уверенно носить средней величины аппорт. Начинать надо опять с незначительной высоты: 50—60 см, постепенно ее увеличивая. Крайне вредно заставлять прыгать собаку через барьер с тяжелым аппортом, так как благодаря этому у последней получается часто прикус и вообще после этого все тело собаки начинает болеть, что ведет к очень печальным результатам и в конце-концов к отказу собаки брать барьер, даже без аппорта.

13. Небоязнь выстрелов и ударов


Параллельно с прохождением общевоспитательных и дисциплинарных приемов можно приучать собаку к небоязни выстрелов и ударов.
Небоязнь выстрелов. За полчаса перед уходом на занятия с собакой надо послать с заряженным револьвером (пугачем) помощника вперед для того, чтобы он скрылся шагов на 200 в стороне от дороги, по которой будет проходить дрессировщик с собакой. Помощник должен точно знать, когда и в какое время он должен производить выстрелы. Для этого необходимо условиться с ним. Например, идя с собакой, дрессировщик незаметно для нее поднял правую руку—это значит, можно стрелять; или поравнялся с таким-то кустиком или бугорком—помощник опять может стрелять. Никогда нельзя допускать того, чтобы помощник стрелял тогда, когда ему заблагорассудится.
Итак, помощник скрылся, и дрессировщик идет с собакой на занятия. Помощник, зная, когда дрессировщик подойдет к условленному месту, производит выстрел. Необходимо до подхода к этому месту начать игру с собакой на поводке. Это даст возможность отвлечь внимание ее от выстрела и больше изучить поведение ее при выстреле. Играя, надо наблюдать за поведением собаки. Первое время выстрел должен быть связан с игрой и лаской. Если собака после первого выстрела насторожится и будет смотреть в ту сторону, откуда был слышен выстрел, то это хорошо. Но может случиться и так, что после первого выстрела собака будет трусить. Не следует отчаиваться, все это исправимо. Как бы собака ни вела себя при выстрелах, всегда надо обращаться с нею ласково. Применять те или иные принуждения, ни в коем случае нельзя, иначе может легко укрепиться нежелательная связь.
Постепенно расстояние от места выстрела укорачивается и доводится до 15 шагов. Всегда нужно держать собаку на поводке. Для собак, особенно боящихся выстрелов, можно применять следующее упражнение. Взять собаку на короткий поводок, усадить ее рядом. Поводок держать в левой руке, а в правую руку взять заряженный холостыми зарядами револьвер. Приказать помощнику нападать. Во время нападения дать выстрел. После выстрела помощник убегает, а дрессировщик, увлекая за собой собаку, догоняет его, стреляя на ходу. Ежедневно повторяя это упражнение, можно приучить трусливую собаку к небоязни выстрелов.
После того, как собака будет приучена к небоязни выстрелов днем, нужно приучить ее к стрельбе ночью. Это для практической работы очень важно. Часто случается, что собака, не боящаяся выстрелов днем, выказывает трусливость ночью на близком расстоянии. Ее пугает не звук, получаемый от выстрела, слух ее к нему уже привык, а огненная вспышка, получаемая при выстреле. Что для этого нужно делать? Просто приучить собаку к этому явлению, чтобы оно не было для нее внезапным. Подробно мы об этом будем говорить в описании приема „защита дрессировщика и задержание убегающего".
Небоязнъ ударов. Для того, чтобы приучить собаку к выносливости, злобности и к защите себя от внезапных нападений, необходимо воспитывать у нее небоязнь ударов.
Надо сделать упругий жгут, длиною в 3/4 метра, шириною в l/5 см с ровной прослойкой пакли или соломы, обтянутый материей.
Дать жгут помощнику и приказать ему нападать на собаку, взмахивая жгутом и ударяя им по всем частям ее тела, исключая позвонка, нижних конечностей, глаз и конца носа. При ударах, наносимых собаке помощником, надо подбадривать собаку и помогать ей защищаться. Помощник же должен часто менять движения руки со жгутом, переходя с быстрых на медленные и с медленных на быстрые, а также менять отступления на наступления, и наоборот.

14. Не боязнь воды


Некоторые собаки боятся воды. Для того, чтобы привить собаке небоязнь воды, необходимо постепенно вести следующие упражнения. В жаркий летний день взять собаку на поводок и итти с нею к реке, озеру или пруду. Если река имеет узкие и неглубокие места, то начинать переходить с ней на другой берег. Собака, чувствуя под ногами почву, охотно пойдет за дрессировщиком. Придя на другой берег, надо оставить собаку и итти обратно. После небольшой паузы позвать собаку. Как только собака начнет движение, произносить команду „хорошо". Спустя некоторое время, выбрать место поглубже, но обязательно с отлогим берегом и начинать переплывать на другой берег, увлекая за собой собаку. После этого опять надо оставить собаку на берегу одну и переплывать на другой берег, а потом звать ее. Затем можно в воду бросать аппорт и заставлять собаку приносить его. В большинстве случаев, после первого плавания, собака перестает бояться воды и охотно сама начинает плавать. Во время обучения ни в коем случае не следует принуждать собаку к плаванию, а также вводить ее силой в холодную воду.

15. Отказ брать корм из чужих рук


Усадить собаку рядом, приказать помощнику медленно подходить к собаке, в 2-3 шагах от нее остановиться, ласково назвать кличку ее и предлагать ей левой рукой кусочек мяса, произнося одновременно слова: „на", „на". Как только помощник начнет предлагать мясо, надо внимательно следить за поведением собаки. Если она попытается взять предлагаемое помощником мясо, последний в таких случаях должен быстро убрать левую руку, а правой ударить слегка собаку по носу. После удара может случиться, судя по характеру собаки, что она бросится на помощника и будет на него лаять. В таких случаях надо похвалить собаку,дать ей лакомство.
Но может случиться и так, что собака после ударов помощника будет, прижиматься к дрессировщику и трусить. В таких случаях необходимо замахнуться правой рукой на помощника и сделать вид наступления на него, а затем дать собаке лакомство. Если собака враждебно будет относиться ко всякому, кто предлагает ей лакомство, надо поощрять ее за это.
После этого надо научить собаку не брать корм от чужих, когда она находится одна на привязи без дрессировщика. Привязать собаку на короткий поводок к столбу или к дереву и отойти от нее шагов на 20 в сторону! Помощник подходит к собаке и предлагает ей мясо с руки—собака не берет. Тогда он бросает мясо на землю около собаки; если собака попытается брошенное мясо взять, произносить строго команду „фу"; если же она не будет обращать на него внимания и не будет брать его, подойти к собаке, похвалить ее, дать ей лакомства и итти с нею гулять. Постепенно надо делать отход от собаки все дальше и дальше и, наконец, совсем скрыться с глаз ее. Чаще надо менять помощников. После этого необходимо научить собаку тому, чтобы она не брала ничего с'едобного на свободе. В силу врожденного рефлекса „добывания пищи" собака, будучи на свободе, начинает с усердием искать что-нибудь с'едобное, и, независимо от того, сыта она или нет, при нахождении куска мяса или кости начинает поедать найденное или прятать. Этот рефлекс посредством систематических упражнений мы должны заглушить.
Необходимо приготовить из сырого мяса с примесью небольшой дозы нюхательного табаку или горчицы несколько небольших шариков и разбросать их на том месте, где выгуливается собака. Последняя, будучи пущена гулять, почуяв запах сырого мяса, разыщет брошенные шарики и начнет их поедать. Запах нюхательного табака отталкивающе подействует на собаку, и она, заметив шарики, вторично уже не станет их брать. Когда собака пущена гулять, надо стараться быть незамеченным и наблюдать за всеми ее действиями. Никогда не бросать ничего с'едсбного там, где собака выгуливается,
Давать собаке пишу только в клетке и всегда в чистой посуде. При малейшей попытке собаки взять самостоятельно что-нибудь с'едобное, находящееся вне клетки, произносить строго команду „фу".

Специальные приемы


16. Охрана вещей


(Команда „охраняй")


К обучению собаки охранять вещи можно приступать тогда-когда она уже приучена не брать корма из чужих рук.
Взять собаку на короткий поводок, усадить или уложить ее у левой ноги, положить перед нею аппорт и приказать помощнику медленно приближаться к ней. В 2-3 шагах от нее помощник должен остановиться и стоять спокойно. Видя перед собой спокойно стоящего человека, собака должна быть внимательна, но не лаять. Спустя 1/2 минуты, помощник должен сделать правой рукой попытку взять лежащий перед собакой аппорт. После движения помощника следует
Рис. 25. Охрана вещей.
подавать команду „охраняй", одновременно указывая левой рукой на аппорт. Если собака залает и сделает небольшое движение вперед по направлению к помощнику, необходимо похвалить ее и приказать последнему удалиться. На этом в первый день закончить упражнение. На следущий день повторить это упражнение, постепенно вводя отвлечения. Если на первую попытку помощника взять вещь собака ответит лаем и будет следить за всеми его движениями, то необходимо, чтобы он не удалялся, как было указано в первом упражнении, а, намного отойдя от собаки после небольшой паузы, бросил бы правее или левее лежащей перед собакой вещи кусочек мяса, ласкающе произнося слова: „на", „на". Как только собака тронется к мясу, помощник должен подходить к вещи и брать ее. Дрессировщик же в этот момент должен громко произносить команду „охраняй". После того, как собакой это упражнение будет усвоено, нужно приступать к обучению ее охранять вещи на привязи без дрессировщика. Привязать собаку на короткий поводок к дереву или к столбу, положить около нее вещь, произнести команду „охраняй" и скрыться с глаз ее. Приказать помощнику проделать те же движения, какие он проделывал до этого. Наблюдать за действиями собаки. Если собака при приближении помощника выкажет трусливость и отойдет от вещи, тогда надо выйти из-за закрытия и вторично произнести команду „охраняй". В это время помощник, стоящий около собаки, как только услышит команду дрессировщика, должен отступить шага на 3—4 назад от собаки. Это упражнение нужно проделывать до тех пор, пока собака самостоятельно не будет охранять вещи без дрессировщика. Рекомендуется для более точного усвоения собакой этого приема вводить следущие отвлечения. Во время подхода помощника к собаке должна быть слышна редкая стрельба или должны быть видны пробегающие мимо нее стороной в 10—15 шагах люди. В тех случаях, когда собака при попытке помощника взять вещь смотрит в другую сторону, не обращая внимания на вещь, последнему следует ударить ее слегка жгутом и отбежать в сторону. Это приучит собаку к внимательности и к настороженности. Как только будет замечено, что отвлечения на собаку не действуют и она смело ведет себя около вещи и хорошо охраняет ее, тогда надо отвязать собаку и оставить ее с вещью одну. Проделывать нужно полностью все так, как было указано в предыдущем упражнении. Теперь уже можно, вместо одного, помощника, посылать двух или трех. Собака до возвращения дрессировщика не должна отходить от вещи. Чаще надо менять вещи, которые охраняет собака, а также чаще менять места. Никогда не .привязывать собаку к одному и тому же дереву или столбу. В противном случае может легко укрепиться нежелательная связь. После усвоения этого приема собака будет охранять не только оставленные вещи и предметы, но и человека.

17. Выборка вещей


(Команда "аппорт")


Приучая собаку к выборке своих и чужих вещей, мы развиваем носовой анализатор ее и тем самым подготавливаем ее к следовой работе. Собака, наученная по запаху различать одну вещь от другой, будет легко разбираться и в человеческих следах.
Выборка вещей дрессировщика. Большинство собак с первого дня обучения их этому приему самостоятельно выбирает вещь дрессировщика из чужих вещей. Это происходит потому, что знакомый собаке запах вещи дрессировщика резко выделяется из других запахов, которые присущи чужим вещам. Надо усадить собаку и отойти от нее на 5 шагов вперед, положить на землю аппорт и возвращаться обратно. Затем приказать двоим помощникам положить около аппорта на расстоянии 5 см свои аппорты и отойти в сторону. После этого произнести команду „аппорт", одновременно указывая собаке правой рукой на лежащие впереди аппорты. Подойдя к аппортам, собака обнюхивает их и, найдя по запаху аппорт дрессировщика, возьмет его и принесет. После нескольких таких упражнений, если собака безошибочно будет выбирать свой аппорт, можно увеличить количество аппортов до 10 шт. Постепенно надо заменять аппорты другими предметами и вещами. При укладке вещей нужно строго следить за тем, чтобы каждый помощник оставлял вещь, только принадлежащую ему лично. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы один помощник раскладывал несколько вещей, принадлежащих другим лицам. После того, как собака будет делать выборку вещей дрессировщика из массы чужих вещей, можно приступать к обучению ее выборке по знакомому запаху чужих вещей.
Выборка чужих вещей. 3 помощника в 10 шагах от дрессировщика кладут по одной разной вещи. У одного из них надо взять принадлежащую ему какую-нибудь вещь, дать ее собаке хорошо обнюхать, после чего, указывая правой рукой на лежащие впереди вещи, произносить команду „аппорт". Зная, какую вещь положил тот помощник, у которого была взята вторая вещь, нужно внимательно следить за тем, возьмет ли ее собака сразу или же будет пытаться взять другую вещь. Вначале бывает так, что собака начинает искать среди вещей знакомый запах дрессировщика, но, не найдя его там, она ищет уже тот запах, с которым ее только познакомили. В тех случаях, когда собака берет ту вещь, которую следует взять, всегда нужно подавать поощряющую команду „хорошо"; тогда же, когда она пытается взять другую вещь, необходимо подавать слегка запрещающую команду „фу". Постепенно следует увеличивать количество и разнообразие вещей и чаще менять помощников. В начале обучения собаки этому приему желательно, чтоб те вещи, которые раскладываются помощниками, и та, которая дается для обнюхивания собаке, имели больше запаха потливости.

18. Защита дрессировщика


Вследствие того, что к обучению собак этому приему мы приступаем после усвоения ими общевоспитательных и некоторых специальных приемов, большинство из них этот прием усваивает быстро.
Надо приказать помощнику надеть на правую руку предохранительный рукав и спрятаться недалеко от дороги, по которой придется проходить с собакой. Когда помощник займет свое место, взять собаку на короткий поводок и итти с нею к помощнику. При приближении к нему, последний должен несколько раз ударить правой рукой по плечу дрессировщика и нападать на него. Собака, видя чужого человека, нападающего на ее хозяина, в большинстве случаев будет нападать на него и кусать. В таких случаях помощник должен всегда подставлять собаке только правую руку. После того, как собака схватит зубами рукав, для того, чтобы придать ей больше смелости, помощник трясет правой рукой и пытается отбежать в сторону. Собака начинает яростнее нападать и крепче сжимать рукав. Приказать помощнику стоять смирно, а собаке подать команду „ сидеть". Если она продолжает держать рукав и не садится, то необходимо сделать рывок поводком назад с одновременным произнесением
команды"сидеть". Собака села. Надо поласкать ее и, оставив спокойно стоящего помощника, отходить с ней в противоположную сторону. Как можно чаще нужно разнообразить нападения сзади, спереди справа, слева и т. п. В тех случаях, когда собака на попытку помощника ударить дрессировщика реагирует активно, тотчас же надо приказывать помощнику стоять спокойно, сдерживать собаку поводком, не давая ей схватить за рукав, усадить ее, поласкать и отходить. В этом приеме нужно, главным образом, обращать внимание на то, чтобы развить у собаки недоверие и злобу к тем лицам, которые пытаются нападать на дрессировщика. После этого на всякое наступательное движение постороннего человека собака будет отвечать нападением. Во время нападения никаких команд собаке подавать не следует. Как только этот прием собакой будет усвоен, сейчас же надо приучать ее задерживать убегающего.

19. Задержание убегающего


(Команда „фас")


Надо приказать помощнику, чтобы он во время движения дрессировщика с собакой следовал позади его в 20—30 шагах. Постепенно ускоряя движение, помощник должен догнать его и итти параллельно с ним, находясь в двух шагах от правого плеча. Пройдя рядом шагов 5—10, в тот момет, когда собака чем-либо отвлеклась, помощник слегка ударяет дрессировщика по плечу и бежит вперед.
Собака, услышав удар и увидев впереди бегущего человека, обязательно бросится за ним вдогонку. Придерживая ее поводком, надо следовать за ней, но не давать ей догнать убегающего. Пробежав шагов 20—30, надо остановиться, похвалить собаку и уходить с ней в противоположную сторону. Это упражнение необходимо проделать 2—3 раза; желательно, чтобы перед нападением помощник не каждый раз следовал позади дрессирощика и справа; он может итти навстречу, слева, стоять на одном месте, ожидая его приближения, а потом нападать и т.п. Одним словом, чем больше будет разнообразия в нападениях помощника, тем лучше у собаки станет развиваться внимательность.
Почему мы при первых упражнениях не допускаем того, чтобы собака задерживала убегающего и кусала? Да потому, что нам необходимо у собаки развить больше злобы к нападающему, которого
она не могла во-время задержать. Перейдем к следующему упражнению. Помощник после нападения на дрессировщика убегает. Собака с визгом и лаем рвется за ним. Сдерживая ее поводком, надо следовать за ней и следить за тем, чтобы расстояние между помощником и собакой было не менее 20—25 шагов. Как только это расстояние будет достигнуто, надо приказать помощнику задерживать бег, подавать собаке команду„фас"и быстро приближаться к нему. Во время подбега к помощнику собака должна схватить его за правую руку,
Рис. 26. Задержание.
{рис. 26). Как только это собакой будет исполнено, помощник должен стоять неподвижно, а собаке подается команда „сидеть" или "лежать".

20. Охрана задержанного


(Команда „охраняй")


После того, как собака займет положение, соответствующее команде, необходимо сделать небольшую выдержку, произнести команду „охраняй" и начинать медленно отходить в сторону от собаки или назад, на расстояние короткого поводка, повторяя, при отходе команду „охраняй". Если во время отхода собака чем-либо отвлеклась,
помощник должен убегать. Собака по собственной инициативе задержит его. После вторичного задержания опять надо подать команду „лежать" и „ охраняй" и делать отхождения. По мере усвоения собакой этого, уже знакомого ей приема, надо увеличивать отхождения, доводя их до 30—50 шагов.

21. Конвоирование


(Команда „охраняй")


 
Собака задержала убегающего и охраняет его. Надо подойти к собаке и, приказав помощнику медленно двигаться вперед, подать команду „охраняй" и следовать за ним с правой стороны и в трех шагах позади (рис. 27).
Рис. 27. Конвоирование.
Первое время у собаки будут попытки лаять на конвоируемого и бросаться. От этого ее нужно отучать. Собака должна сопровождать конвоируемого без лая. Как только будет услышан лай и замечено движение собаки в сторону конвоируемого, который спокойно идет впереди,- тотчас же сделать рывок поводком назад и произнести команду "фу". Если это не окажет нужного воздействия, тогда нужно применить сильное принуждение. Для того, чтобы убедиться, действительно ли собака конвоирует задержанного или она просто бесцельно следует за ним, необходимо проделать следующее упражнение. Во время конвоирования задержанный должен делать попытки к бегству. Если собака тотчас же бросится за ним и задержит, значит, прием конвоирования ею усвоен; если же этого нет, тогда необходимо чаще повторять бегство конвоируемого. Теперь остается ответить на вопрос куда должен направляться конвоируемый? Ведь не можем же мы. оставлять его где попало. Это может привить собаке нежелательную связь: у нее пропадет заинтересованность в конвоировании. Конвоируемый всегда должен доставляться в закрытое помещение или в определенное место и сдаваться на глазах у собаки мнимо-должностным лицам. Сдача должна происходить самым серьезным образом. В противном случае собака будет смотреть на конвоирование, как на забаву.
Итак, после каждого задержания собака должна охранять задержанного, а затем конвоировать. Эти упражнения должны всегда следовать одно за другим в течение всего курса дрессировки.
После того, как собака на поводке будет хорошо задерживать убегающего, можно переходить к обучению ее задерживать без поводка. Помощник надевает дрессировочный костюм и прячется в закрытое место. После этого дрессировщик берет собаку на короткий поводок и идет с ней к тому месту, где находится помощник. При приближении последний должен быстро выбежать из-за закрытия, произвести выстрел и убегать. Дав ему отбежать на 50—70 шагов, надо отцепить поводок и резко произнести команду „фас", одновременно указывая правой рукой на убегающего. Как только собакой задержание будет произведено и задержанный не окажет никакого сопротивления, тотчас же надо подходить к нему, брать собаку на поводок и начинать конвоирование. Повторяем, нападения как можно чаще должны разнообразиться. Нападения с выстрелами должны чередоваться с нападениями без таковых. Для того, чтобы приучить собаку к выстрелам, исходящим со стороны дрессировщика, необходимо после выстрела нападающего производить ответный выстрел, а затем уже произносить команду „фас". После 2—3 таких упражнений желательно, чтобы в ответ на выстрел нападающего со стороны дрессировщика стреляли два или три помощника, стоящие с ним рядом. Такие упражнения приучат собаку спокойно относиться к выстрелам, исходящим со стороны дрессировщика. Кроме указанных упражнений, полезно и необходимо проделывать следующие упражнения: помощник находится от дрессировщика на расстоянии 100 шагов в закрытом месте. Последний идет с собакой по дороге. Помощник выбегает из-за закрытия, делает выстрел и бежит. Указывая собаке на убегающего вдали человека, надо произносить команду „фас". Такое же упражнение можно проделывать и без выстрелов. После этого можно на пути следования собаки к убегающему размещать несколько помощников, которые должны итти нормальным шагом. Нужно иметь в виду, что во время обучения собаки задержанию надо, главным образом, учитывать все те случаи нападений и побегов, которые могут встретиться в активной работе по розыску, и уже на основании этого строить каждое упражнение по задержанию.
Указанные упражнения необходимо проделывать с собакой как днем, так и ночью.Чаще нужно менять помощников и места для занятий.
 

22. Обыск местности


(Команда „ищи аппорт")


Обучая собаку обыску местности, необходимо стремиться к тому, чтобы она ту местность, которую необходимо обыскать, обыскивала бы тщательно и при нахождении вещи или предмета брала бы ее и приносила, а при обнаружении человека облаивала бы его и охраняла, ожидая прихода дрессировщика (с точки зрения полезности желательно было бы, чтобы собака и найденные вещи или предметы не приносила к дрессирощику, а так же, как человека, облаивала и охраняла до прихода дрессировщика. Но так как для этого требуется большой срок дрессировки, потому что научить собаку облаивать неподвижный предмет и охранять его гораздо труднее, чем живого человека,— мы не настаиваем на этом и разрешаем ей приносить найденные вещи и предметы.) . В начале обучения собаки этому приему надо научить ее находить только вещи и предметы, а потом уже и людей.
Взять с собой помощника и собаку и итти в поле. Выбрать там ровный участок шириною около 60 метров и длиною около 120 метров. Для точности на углах участка сделать пометки. Приказывать помощнику пройти по участку и в разных местах оставить 3—4 принадлежащие ему лично вещи (например, фуражку, кошелек, носовой платок и т. п.) и скрыться. После этого подойти с собакой к участку, усадить ее. отцепить поводок от ошейника и, показывая жестом правой руки направление, произносить команду „ищи-аппорт"( в отличие от жеста, который мы будем применять при пуске собаки по следу, жест в настоящем приеме должен для собаки служить точным указателем направления- правильный жест будет тогда, когда кисть руки будет находиться на высоте груди и на этой же высоте отводиться перед собой вперед. ). Собака, услышав в поданной команде знакомое уже слово „аппорт", которое у нее ранее было связано с приносом вещи, сразу же побежит в ту сторону, куда ей было указано. После приноса собакой первой вещи, необходимо похвалить ее и посылать вторично, на этот раз уже не правой рукой, а левой. В тех случаях, когда собака делает обыск местности вяло, необходимо ей помочь. Нужно помогать ей находить вещи и заставлять ее их аппортировать. В пределах участка собака может двигаться как ей угодно. Тогда же, когда она будет выходить за пределы участка, следует называть кличку ее и, указывая ей жестом направление во внутрь участка, произносить вторично команду „ищи-аппорт". Например,если собака будет находиться у конца правой стороны участка, надо жестом левой руки указывать ей направление влево; если уже она находится у конца левой стороны участка, тогда должен быть жест правой руки. После того, как собака будет делать хорошо поиск на открытой местности, можно выбирать участки с мелким кустарником, с ямами, канавами, нежилыми строениями и т. п.
На таких участках помощник должен раскладывать вещи так, чтобы они не были для собаки заметны. Тогда, когда собака будет приучена делать поиск вещей, на подобных же участках можно приучать ее к поиску людей. Приказать помощнику оставить на середине участка одну вещь, итти к концу участка и спрятаться под кустом, в яме или в канаве. Пущенная собака найдет вещь и принесет ее, надо поласкать собаку и посылать ее вторично. Если собака не будет подходить к концу участка, то необходимо продвигаться вперед и увлекать ее за собой. При приближении собаки к находящемуся в закрытии помощнику, последний, чтобы обратить на себя внимание собаки, должен делать какие-нибудь движения руками или ногами. Заметив помощника, одетого в дрессировочный костюм, собака начнет лаять на него и бросаться. Услышав лай собаки, надо подходить к ней, в 5—7 шагах от помощника остановиться, подозвать к себе ее, взять на поводок, а помощнику приказать встать и начинать конвоирование.
После того, как собака будет делать правильно обыски местности днем, можно приучать ее к поискам вечером и ночью. При выборе участков главное внимание нужно обращать на то, чтобы они подходили ближе к реальной обстановке, которая может встретиться в активной работе при обходах и облавах.
Во время обыска местности собака почти в равной мере пользуется слухом, зрением и обонянием. Строго нужно следить за тем. чтобы оставляемые на участке вещи имели человеческий запах,

23. Понятие о запахах


Перед тем, как приступать к обучению собаки работе по следу, необходимо вкратце ознакомиться с учением о запахах, а также и с работой носового анализатора собаки. Это ознакомление даст возможность правильно, без ошибок, развивать носовой анализатор собаки (чутье) в желательном направлении.
Многочисленными опытами, а также практической работой с собаками по розыску было доказано, что каждый человек обладает специфическим, одному ему присущим запахом. Немецкий проф. Г. Эгер в статье „Учение об испарениях" (под словом испарение нужно понимать след, издающий запах) говорит: „Живые существа все вместе и в отдельности материально различны". В наружном покрове кожи находятся особые жировые клеточки, жировые железки, в которых содержится жировое вещество. У человека и млекопитающихся животных жировой состав пота является носителем специфического, обоняемого и вкусового вещества. Далее в указанной статье проф. Эгер говорит: „Специфическая разновидность не всегда бывает заметна только по наружному виду, но она особенно резко выделяется по составу тканей, т.-е. каждый вид содержит известную ткань, которая присуща только ему и которая зовется в узком смысле специфической тканью, так как у нее есть характерные особенности, которые отличают ее от других разновидностей данного типа". Жировым составом лота пропитано белье человека, одежда и обувь. Те вещи и предметы,
к которым человек прикасался, тоже частично пропитываются запахом последнего. Запах состоит из мельчайших, невидимых простым глазом молекул, которые движутся с разными силой и скоростью и в зависимости от силы колебания ветра расходятся по сторонам. Известный французский ученый физик Жан Перрен чисто опытный путем сумел определить вес молекул составных частей воздуха и измерить диаметр молекул различных веществ, при чем некоторые молекулы, имея вес в одну миллиардную часть миллиграмма, в диаметре составляли всего тысячную миллиметра. Теперь важно выяснить, происходит ли у человека изменение запаха или нет.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная