3. Меры в интересах детей и семей - Со статьями 16 и 17 Пакта Меры в интересах детей и семей III. Доклад о конкретных правах
Учебные материалы


3. Меры в интересах детей и семей - Со статьями 16 и 17 Пакта



3. Меры в интересах детей и семей


138. С тех пор как были приняты Основные направления в области мер по поддержке воспитания детей в будущем ("План ангела"), описанные во втором периодическом докладе, правительство предприняло следующие меры:
а) Новый "План ангела":
i) В декабре 1999 года на совещании на уровне министров, которое было посвящено обсуждению путей решения проблемы снижения уровня рождаемости, была принята Базовая программа мер политики в целях решения проблемы снижения уровня рождаемости, и в этом же месяце был разработан План конкретных мероприятий приоритетного характера в связи со снижением уровня рождаемости (новый "План ангела");
ii) Осуществление нового «Плана ангела», предусматривающего уход за детьми во внеурочное и каникулярное время, завершилось в 2004 финансовом году, и к этому времени первоначальные задачи, указанные в плане, были перевыполнены. Количество учреждений, предоставляющих уход за детьми во внеурочное время, увеличилось до 13 086, а количество учреждений, предоставляющих уход за детьми в каникулярное время, выросло до 618;
b) Закон о поощрении мер по поддержке воспитания следующего поколения:
i) В июле 2003 года вступил в силу Закон о поощрении мер по поддержке воспитания следующего поколения с целью содействия целенаправленным стратегическим инициативам органов местного самоуправления и местных компаний на протяжении последующих десять лет;
ii) Кроме того, в ответ на такие факторы, как резкое снижение уровня рождаемости, в декабре 2008 года в Закон были внесены следующие изменения:
а. с целью поощрения местных инициатив в поддержку воспитания следующего поколения правительство страны установило нормативы (стандартные нормативы), на которые должны ссылаться муниципальные органы управления, разрабатывая свои планы действий (задачи по необходимому уровню поддержки). Кроме того, в процессе разработки и внесения изменений в свои планы действий муниципальные органы управления и префектуры должны учитывать мнения жителей, пытаться заручиться поддержкой руководителей и работников, периодически оценивать достигнутый прогресс по осуществлению мер на основании своих планов действий и работать по обеспечению принятия соответствующих мер в случае внесения изменений в планы;
b. были расширены списки обычных компаний, которым требуется разрабатывать и представлять планы действий, и теперь эти компании обязаны публиковать свои доклады и информировать о них своих работников;
с. определённые работодатели обязаны оповещать своих работников о своих планах действий (планы, касающиеся мер по поддержке воспитания следующего поколения, которые разрабатываются, в частности, правительством страны и главами органов местного самоуправления в интересах их служащих) и предавать общественной огласке меры, осуществляемые на основании планов.
с) План поддержки детства и воспитания детей:
i) в декабре 2004 года правительство разработало план поддержки детства и воспитания детей в качестве конкретного плана по осуществлению приоритетных мер в соответствии с Общими принципами по решению проблемы снижения уровня рождаемости, которые были приняты кабинетом министров в июне того же года;
ii) в соответствии с Планом поддержки детства и воспитания детей Япония, начиная с 2005 финансового года, установила конкретные цели в отношении всех аспектов, в том числе в отношении обеспечения независимого статуса молодёжи, обследования методов функционирования молодёжи и поддержки воспитания детей, и осуществляет комплексные меры по поддержке воспитания детей в обществе в целом. Правительство, в частности, уделяет особое внимание расширению многообразия услуг в сфере ухода за детьми, предлагаемых детскими службами, и в частности ухода за детьми во внеурочное, каникулярное и ночное время. При этом в феврале 2008 года правительство приняло новую стратегию "обнуления" списков детей, ожидающих приёма в детские учреждения. Правительство в настоящий момент осуществляет данную стратегию, и она связана со значительным увеличением пропускной способности детских служб в том, что касается количества детей, которых они способны принять (например, доля детей в возрасте до трёх лет, которые будут обслуживаться детскими учреждениями, увеличится с существующих в настоящее время 20% до 38%);
d) Приоритетные стратегии по строительству в Японии такого общества, которое способно оказывать поддержку детям и семьям:
i) в декабре 2007 года Совет по выработке мер политики с учётом особенностей общества со снижающимся уровнем рождаемости разработал комплекс Приоритетных стратегий для строительства в Японии такого общества, которое способно оказывать поддержку детям и семьям. Эти стратегии подчёркивают необходимость параллельного осуществлении мер политики в целях 1) совершенствования сбалансированности между работой и жизнью путём пересмотра методов работы и 2) масштабного расширения услуг (в частности, по уходу за детьми), способствующих воспитанию детей;
e) Среднесрочная программа создания устойчивой системы соцобеспечения и гарантирования стабильных источников дохода для этой системы:
i) После дискуссий, состоявшихся в декабре 2008 года в Народном совете по вопросам соцобеспечения, кабинет принял Среднесрочную программу создания устойчивой системы соцобеспечения и гарантирования стабильных источников дохода для этой системы. Помимо придания мерам по борьбе со снижением уровня рождаемости статуса мер, нуждающихся в обеспечении гарантий стабильного источника финансирования посредством радикального реформирования налоговой системы, в том числе потребительского налога, эта программа также предусматривает изучение возможности разработки нового системного механизма для решения проблемы снижения уровня рождаемости путём масштабного расширения услуг (в частности, по уходу за детьми), способствующих воспитанию детей.

H. Меры по созданию общества гендерного равенства


139. Штаб по продвижению гендерного равенства, который целиком состоит из членов кабинета министров, возглавляется премьер−министром в качестве его председателя и в котором заместителями председателя являются генеральный секретарь кабинета министров и государственный министр по вопросам гендерного равенства, принял в декабре 1996 года национальный план действий под названием "План достижения гендерного равенства − 2000" и способствует всестороннему и систематическому осуществлению политических мер, направленных на создание общества гендерного равенства (в котором женщинам и мужчинам предоставляются равные возможности по добровольному участию в деятельности во всех сферах в качестве равных партнеров и в котором они могут пользоваться политическими, экономическими и культурными благами, а также брать на себя равные обязательства).
140. Кроме того, в апреле 1997 года на законном основании был создан Совет по гендерному равенству. В нем проходили дискуссии по основным мерам, касающимся создания общества гендерного равенства, в том числе по Базовому закону об обществе гендерного равенства, а также проводилось детальное изучение вопросов, касающихся насилия против женщин.
141. В июне 1999 года вступил в силу Базовый закон об обществе гендерного равенства. Этот закон не только предписывает основополагающие принципы, касающиеся создания общества гендерного равенства, но также определяет соответствующие обязанности правительства страны, органов местного управления и народа. В декабре 2000 года был разработан Базовый план достижения гендерного равенства в соответствии с этим законом. Планом, который также учитывает достижения специальной сессии генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций "Женщины − 2000", определена долговременная политическая стратегия вплоть до 2010 года и конкретные меры, подлежащие осуществлению к концу 2005 финансового года.
142. В декабре 2005 года этот план был пересмотрен. В пересмотренном плане перечислены 12 приоритетных направлений с указанием для каждого из них долговременной (до 2020 финансового года) политической стратегии, а также содержатся конкретные меры, подлежащие осуществлению до 2010 финансового года.
143. Кроме того, после реорганизации правительства страны (январь 2001 года) также был реорганизован в целях укрепления Совет по гендерному равенству. Будучи одним из "советов по важным политическим вопросам", этот совет анализирует и обсуждает базовые политические вопросы с целью, среди прочего, содействия созданию общества гендерного равенства. Он также правомочен контролировать осуществление политики правительства и изучать влияние политики правительства на процесс создания общества гендерного равенства. Также укрепляется сотрудничество среди различных министерств и ведомств. В отличие от предыдущего состава совета, новый совет не состоит исключительно из представителей интеллигенции с соответствующими знаниями и опытом. Председательствует в нем генеральный секретарь кабинета министров, а в число его членов также входит сейчас государственный министр по вопросам гендерного равенства, а также министры других министерств, отвечающих за осуществление политики, касающейся гендерного равенства, что улучшает процесс взаимодействия между соответствующими министерствами. Помимо этого, при секретариате кабинета министров создано Управление по гендерному равенству, несущее ответственность за общую координацию и поощрение политики гендерного равенства.
144. Как следует из вышесказанного, постепенно сложился механизм содействия достижению гендерного равенства, и теперь все правительство работает над осуществлением мер поддержки деятельности по созданию общества гендерного равенства.

I. Содействие мерам политики в интересах народа айну


145. 6 июня 2008 года японский парламент единогласно принял Резолюцию, призывающую к признанию айну в качестве коренного народа. В ответ на эту резолюцию правительство объявило о дальнейшей поддержке ныне существующих мер политики в целях выработки такой комплексной политики в интересах айну, которая признавала бы айну в качестве коренного народа, проживающего в северной части Японии, в частности на Хоккайдо, или в прилегающих районах и имеющего собственный язык, религию и культуру. В этой связи правительство создало "Консультативный совет видных деятелей по вопросам политики в интересах айну", который, внимательно выслушав самих представителей айну, в июне 2009 года провел всестороннее консультативное совещание по вопросу планирования и осуществления будущей политики и представил рекомендации генеральному секретарю кабинета министров. Правительство, немедленно отреагировав на рекомендации, в августе организовало отдел по политике в отношении айну при секретариате кабинета министров, и ему отведена главная роль в процессе подготовки организации форума с участием представителей айну.
146. Правительство в полном составе намерено и впредь прилагать целенаправленные усилия по претворению этих рекомендаций в жизнь. Правительство осознает важность строительства такого общества, в котором различные этнические группы демонстрируют взаимное уважение и могут успешно сосуществовать.

III. Доклад о конкретных правах


Статья 6


147. Ниже представлены изменения мер политики и обновленные статистические данные, появившиеся после представления Японией своего последнего периодического доклада.

1. Основные данные, касающиеся занятости и безработицы


148. В таблице 1 отражены тенденции, касающиеся уровня безработицы (количество безработных, выраженное в процентах, в сравнении с общей численностью работающих) для каждой гендерной и возрастной группы. После достижения своего наивысшего показателя в 5,4% в 2002 году, уровень безработицы постепенно снижался. Однако в 2008 году он увеличился на 0,1 пункта по сравнению с показателем предыдущего года, равного 3,9%, что стало первым повышением за шесть лет. Если рассматривать уровень безработицы для каждой гендерной и возрастной группы, то среди мужчин наблюдается погодовое увеличение этого показателя по всем возрастным группам, кроме группы в возрасте 20−24 лет. В то же время, что касается женщин, то уровень безработицы среди молодых женщин снижался, но повышался в других возрастных группах, таких как в группе 30−34 лет. Если посмотреть на ситуацию, сложившееся в сфере занятости/безработицы за последнее время, то наблюдается рост уровня безработицы до 5,0% в апреле 2009 года, что указывает на то обстоятельство, что положение осложнилось в результате таких факторов, как воздействие глобального экономического кризиса.
149. В таблице 2 демонстрируются тенденции, касающиеся соотношения рабочих вакансий к заявлениям о приеме на работу и уровня безработицы в разбивке по регионам. Таблица показывает, что соотношение вакансий к лицам, ищущим работу, является низким в Кинки (район Осака) и регионах, удаленных от основных городов, таких как Хоккайдо и Тохоку (север Японии) и таких как Шикоку и Куюшу (юг Японии). Уровень безработицы в этих регионах обычно высок, что указывает на существование региональных различий.
150. Что касается инвалидов, то очень важно со вниманием относиться к консультированию этой категории лиц и учитывать их конкретные обстоятельства в вопросах поисков работы, рекомендуя их на позиции, отвечающие, среди прочего, их способностям, склонностям и т.д. В этой связи на государственных биржах труда существует система регистрации инвалидов, ищущих работу. В таблице 3 отражены направления на работу инвалидов, выданные государственными конторами по трудоустройству через программу "Здравствуй, работа!". За последнее время отмечается резкое увеличение числа людей из этой группы, получающих работу, и это может объясняться, среди прочего, тем фактом, что инвалиды стали испытывать больший энтузиазм в отношении работы, а также тем, что большее число компаний прилагают усилия к их найму, а государственные биржи труда в рамках программы "Здравствуй, работа!" в большей степени склонны им помогать.

2. Программы и меры политики, гарантирующие право на труд


151. Со времени представления своего последнего периодического доклада правительство приняло "Основные руководящие принципы политики в сфере занятости" с целью создания рамок для мер политики в области занятости в Японии.
152. Для достижения и поддержания полной занятости, являющейся целью политики в сфере занятости, особенно важно иметь возможность гибко осуществлять меры в отношении сферы занятости, отражающие нынешнее состояние экономики и уровень занятости. Также необходимо предпринимать усилия по адекватному решению вопросов, связанных со среднесрочными и долгосрочными изменениями структуры спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. В этой связи Япония, начиная с 1967 года, разрабатывает "Базовые планы мероприятий в сфере занятости" (9−й по счету план был принят в 1999 году). Однако в связи с быстро меняющимися экономическими и социальными условиями возникла необходимость для правительства страны осуществлять гибкие меры в сфере занятости, отвечающие потребностям различных регионов, а не разрабатывать универсальные планы, охватывающие фиксированный период времени. Таким образом, на смену Базовым планам мероприятий в сфере занятости пришли Базовые руководящие принципы политики в сфере занятости (принятые в феврале 2008 года), в которых содержится среднесрочная стратегия в отношении мер, касающихся сферы занятости. Эти руководящие принципы основаны на документе под названием "Дорожная карта и стратегия" (ныне именуемом "Среднесрочная – долгосрочная финансовая политика и экономический и финансовый прогноз на ближайшие десять лет", причем кабинет министров принял этот документ 19 января 2009 года), и в нем изложена основная позиция правительства в отношении среднесрочных мер по содействию росту в сфере занятости. Кроме того, каждый финансовый год правительство страны и органы местного самоуправления работают в тесном взаимодействии над региональной политикой по осуществлению гибких и эффективных мер в сфере занятости, соответствующих обстоятельствам в различных регионах, а также национальным руководящим принципам, на которых базируется выработка таких мер региональной политики.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная