31 июля – 6 августа - Неделя «Мы чистим мир» (очистим планету от мусора) 6 августа - 15 сентября - 26 сентября
Учебные материалы


31 июля – 6 августа - Неделя «Мы чистим мир» (очистим планету от мусора)



31 июля – 6 августа - Неделя «Мы чистим мир» (очистим планету от мусора)


6 августа -

День действий за запрещение
ядерного оружия.

15 сентября -

День Мира.

16 сентября -

День борьбы за защиту
озонового слоя.

26 сентября

- День моря.

27 сентября

- День туризма.

4 октября

- День защиты животных.

14 октября

- День по уменьшению
опасности стихийных бедствий.

20 ноября -

День отказа от курения.

1 декабря

- День борьбы со СПИДом.

29 декабря -

День биологического
разнообразия.
5.2 ПРОГРАММА МАССОВЫХ И ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Массовые формы работы:


День экологических знаний, День борьбы с наркоманией, День воды (охрана вод), День без курения.

Игровые формы работы:


По страницам Жалобной книги ( рейд).
Планета в опасности (игра).
Редкие и исчезающие животные области.
«Предприятия - загрязнители».

Просветительные мероприятия:


Конкурс ораторов в защиту природы. Выпуск бюллетеней, листовок, фотостендов.
Конкурсы рисунков, плакатов.

Практические мероприятия:


Собственно природоохранительная деятельность;
Защита и улучшение природной среды;
Подкормка животных;
Спасение животных попавших в беду;
Изготовление кормушек, гнёзд, домиков, борьба с мусором, разбивка клумбы, озеленение классов и улиц, учёт и закрепление оврагов;
Борьба с сорной растительностью в городе;
Составление карты муравейников леса и парка;
Выявление, охрана и разведение лекарственных растений.

Предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними:


Участие в патрулировании природных объектов, рейды в природу, экопосты.

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы

:
Беседа с товарищами, с родителями, взрослыми, изготовление плакатов и рисунков.

Позновательно-развлекательные мероприятия:


Конкурс стихов о природе;
Композиция «Природа и искусство»;
Осенний бал;
Вечер «Человек и природа».

5.3 Школа и экологическая культура


Школа и экологическая культура - понятия, которые теснейшим образом связаны между собой. Учительство, и прежде всего преподаватели экологии и биологии, призвано давать учащимся экологические знания, привить экологическое мышление, мировоззрение, научить экологической культуре. Задача эта непростая. Нужна системность, нужны эффективные методические приёмы, нужен убедительный фактический материал (4).
Наряду с этим у выпускников школы должна быть развита активная готовность к практической деятельности производительного характера по охране природы. Только реальная практическая деятельность служит показателем экологической культуры личности. Самой благоприятной и эффективной формой организации обучения и воспитания, учащихся на экологическом материале выступает внеклассные занятия.
С целью проверки эффективности использования внеклассных занятий была проведена экспериментальная работа на базе школы № 55 г. Омска. Работа проводилась в 10 классах, обучающихся по типовой программе для средней школы. Для обеспечения эффективности полученных результатов в работе принимали участие 4 класса: 2 экспериментальных (32 человека) и 2 контрольных (45 человек). В контрольном классе внеклассные занятия не проводились, а в экспериментальном проводились.
На констатирующем этапе, в контрольном и экспериментальном классах было проведено исследование на основе черт характера и качеств личности. По методике Кэттела (форма С).
Разработано 4 формы опросника параллельные А и В ( по 187 вопросов) и параллельные С и D (по 105 вопросов). Во всех формах по 3 "Буферных" вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением 0 баллов, максимальным 10 баллов и средним 5,5 баллов. Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора и особенностями их взаимодействия.
На основании опросника по методике Кэттела можно сделать вывод, что у учащихся 10-х классов имеют высокий уровень психологического развития.
Для объективности класс с более низким показателем был выбран в качестве экспериментального, а с более высокими показателями в качестве контрольного. В ходе эксперимента выяснилась роль внеклассных занятий в развитии познавательных способностей, в повышении качества знаний и развития экологической культуры. Были проведены контрольные тесты до эксперимента и после. По результатам работ можно судить об изменении качества знаний. На основании эксперимента можно сделать вывод, что учебные программы школьных предметов, и особенно биологии, отражает ведущие экологические идеи и понятия, обеспечивающие учащимся школы необходимый уровень знаний о природе и её охране.

Определение некоторых терминов


по геоэкологии.


Антропогенная нагрузка –

величина прямого и опосредованного антропогенного воздействия на природную среду в целом или на отдельные её компоненты.

Антропогенное воздействие на природу-

Прямое или опосредованное влияние человека на природу, приводящее к точечным, локальным (вплоть до глобальных) её изменениям.

Антропогенное изменение ландшафта

– изменение свойств ландшафта под влиянием антропогенных воздействий.

Антропогенные факторы

– движущие силы совершающихся в природе процессов, происхождением связанные с деятельностью и влиянием человека на окружающую среду.

Антропогенное вещество

– химические соединения, включенные в геосферы благодаря деятельности человека.

Бумеранг экологический

– выражение для обозначения затруднительной ситуации, вызванной плохим учетом экологических законов, в результате чего проводимые человеком воздействия на природу обращаются против него.

Вторичное загрязнение

– загрязнение природных компонентов в результате превращения внесенных ранее загрязняющих веществ.

Выброс

– кратковременное или за определенное время поступление в окружающую среду любых загрязняющих веществ.

Геосистема –

совокупность элементов земной коры, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Геохимический барьер

– зона резкого уменьшения миграционной способности химического элемента в земной коре.

Деградация ландшафта

– устойчивое ухудшение свойств ландшафта в результате воздействия природных или антропогенных факторов.

Динамика ландшафта

– изменение ландшафта не сопровождающиеся изменениями структуры.

Деструкция

- разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо (экосистемы, почвы, растения и т. д.).

Ёмкость ландшафта

- экологическая способность ландшафта обеспечить нормальную жизнедеятельность некоторого числа организмов или выдерживать антропогенную нагрузку без отрицательных последствий.

Ландшафт

- природный территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных факторов.

Ландшафт антропогенный

– ландшафт, свойства которого обусловлены деятельностью человека.

Ландшафтный подход

– совокупность приёмов в географических и экологических исследованиях, в основу которых положено представление о дифференцированности географической оболочки на систему природных территориальных комплексов.

Мониторинг экологический

- система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды.

Предел устойчивости

– максимум нагрузки, переносимой организмом, экосистемой, ландшафтом при сохранении структуры и функционирования.

Прогнозирование экологическое

– научная разработка представлений о возможном поведении природных экосистем в будущем, определяемом как естественными процессами, так и антропогенными.

Устойчивое развитие

– развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной ёмкости биосферы.

Устойчивость экосистемы –

способность экосистемы к реакциям, пропорциональным по величине силы воздействия, которые гасят эти воздействия.

Экосистема

– относительно устойчивая система динамического равновесия, в которой организмы и неорганические факторы являются полноправными, (центральное место занимают организмы).

Экспертиза экологическая

– деятельность по выявлению и прогнозированию эффектов воздействия предлагаемого проекта с целью смягчения их последствий на окружающую среду.

Экосистемный подход

– научное направление изучения экосистемы, ландшафта, в центре внимания являются поток энергии и круговорот веществ между биотическими (живыми) и абиотическими (неживыми) компонентами.

Экологическая безграмотность

– крайняя форма экологического невежества, заключающаяся в незнании должного и обязательного в отношении с окружающей средой.

Экологическая оценка

– определение степени пригодности природно-ландшафтных условий для проживания человека и какого-либо вида хозяйственной деятельности.
Литература

  1. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана // Алмата: Санат, 1995-160 с.

  2. Исаченко А.Г. Экологический потенциал ландшафта // Извести Всесоюзного географического общества. – 1991.- Восп 4.- с. 305-316

  3. Бельгибаев М.Е. Геоэкология- развитие, структура, методы // Современные проблемы геоэкологии созологии – Алматы, 2001. – с. 11-21

  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование – М.:Мысль, 1990 – 638 с.

  5. Арманд А.Д, Устойчивость (гамеостатичность) географических систем к различным типам внешних воздействий // Устойчивость геосистем. – Москва, 1983. – с. 14-32.

  6. Белый А.В. О структуре экологических показателей устойчивого развития // Современные проблемы геоэкологии и созологии. – Алматы, 2001. – с. 52-55.

  7. Царегородцева А.Г. Антропогенная трансформация гидрологического режима, пойменных ландшафтов р. Ертыс // Дисс. на соиск. уч. степ к.г.н., Алматы, 2001-213 с.

  8. Гродзинский М.Д. Устойчивость геосистем теоретический подход к анализу и методу количественной оценки // Известия АН, ССР. Серия географическая, - 1987-№ 6 с. 5-15.

  9. Голов В. Как повысить эффективность обучения экологии // География в школе, 1996, № 3 с. 37-39.

  10. Ресурсы поверхностных вод целинных и залежных земель. Павлодарская область Л.; Гидрометоиздат, 1966, - 223 с.

  11. Гельдыева Г.В., Веселова Л.К., Ландшафты Казахстана. – Алма-Ата; Ғалым, 1992. – 174 с.

  12. Смелов С.А. Освоение и сельскохозяйственное использование пойменных земель. М.: Сельхозиздат, 1956-27 с.

  13. Достай Ж.Д., Царегородцева А.Г. К вопросу о загрязнении тяжелыми методами озера Мойылды и прилегающих к нему территорий // Гидрометеорология и экология. – Алматы., 1998. - № 1- с. 157-163.

  14. Панин М.С., Пильчук О.Н. Накопления кадмия травянистыми дикорастущими растениями средней полосы Восточного Казахстана // Мат-лы респ. Научн-практ. Конф. «Наукообразование в стратегии регионального развития». – Павлодар, 1999. – с. 79-80.

  15. W.W.W. Pavlodar. Kz.

  16. Агенство Республики Казахстан по статистике.

  17. Катков В.Л., Зеленков О.В. Вихревой метод выбросов в атмосферу // Инженерная экология №3 – 2000

  18. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учебник для вузов // под. ред И.И. Мазура – М.: Высш. шк., 1999

  19. Косарев А.Б., Полишкина И.И. Экологическая обстановка в зонах электрического влияния контактной сети железных дорог при пересечении высоковольтными линиями электропередачи // Известия Академии промышленной экологии, №5-2000

  20. Статистическая экологическая оценка. Адаптация в Республике Казахстан // под. Ред. К.В.Папенова., Г.К. Куатбаевой и др. М.: МГУ, МАКС-пресс. 2000

  21. Царегородцева А.Г. Природно-культурное наследие, как фактор устойчивого развития // «Вестник – ПГУ - Павлодар», 2002 с. 43-45

  22. Топографические карты Павлодарской области М.1:100000

  23. Карта природно-заповедного фонда РК М.1:3500000

  24. Бейсенова А.С. Исследование природы Казахстана Алматы 1979-244 с.

  25. Ердавлетов С.Р. География Туризма Казахстана // Алматы - Ғалым , 1992-192 с.

  26. Саипов А.Т. Теория и практика Туризма Казахстана // Алматы 1999 с. 62-109

  27. Филонцев П.П., Омаров Т.Р., Муравлев Г.Г. Озера Казахстана // Алматы «Наука» 1995-237 с.

  28. Чигаркин А.В. Памятники природы Казахстана // Алматы «Кайнар» 1980-144 с.

  29. Технико-экономическое обоснование на создание природного «Государственного заказника». Пойма р. Иртыш // Павлодар 2000-72 с.



Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная