6. Заочные конкурсы - Правильно организованная работа с родителями залог успеха в обучении и воспитании учащихся Заочные конкурсы. 7. Родительские рейды. . Исследовательская работа.
Учебные материалы


6. Заочные конкурсы - Правильно организованная работа с родителями залог успеха в обучении и воспитании учащихся




6. Заочные конкурсы.


Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Мама лучший художник » (выставка рисунков, выполненных мамами), « Дары Кубанские» «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки», « Бабушкины угощения» (выставка поделок, выполненных папами, пироги от бабушек)). Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Обязательно вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.

7. Родительские рейды.


В нашем классе мы проводили рейды по проверке тетрадей, школьных учебников, дневников. Рейды проводят члены учебной группы родительского комитета или библиотекарь . Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Выпускается газета. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в четверть. . На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда. Например, на лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарили закладки, календари. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем.

8. Круглый стол.


Лучше круглый стол проводить в неформальной обстановке, за круглым столом. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Конференция отцов : «Папы разные важны, папы всякие нужны », «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. В третьем классе наиболее успешными стали диспуты на тему : «Если ребёнок не хочет учиться», « Конфликтная ситуация с ребёнком и пути её решения», « Методы воспитания в семье и их влияние на результат учебной деятельности ученика»
9

. Исследовательская работа.


В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. В 2008-2009 уч.году мы с учениками 3класса выполнили исследовательскую работу «Улица моего города» улица М. И. Клепикова. « Конструирование самолётов»- Приходкин Д. В работе приняли участие все дети и большинство родителей. Провели опрос среди уч-ся 4 классов , а также их родителей. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет, встреча с членами семьи и дедушкой класса лётчиком -космонавтом), в подборе экспонатов для выставки, в оформлении выставки рисунков. В 2010-2011 уч.году, мы вновь взялись за исследовательскую работу и стали призёрами . В этот раз мы выбрали тему: «Значение воды в жизни человека» Корнюшенко П. И тут родители не оставили нас , в домашних условиях было проведено много опытов и исследований. А исследовательская работа « Шоколад: вред или польза» ученицы Корнюшенко Полине принесла долгожданную победу. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Радует и то , что в работе над исследованиями помогают в основном папы . Хотя, возможно, это обусловлено тематикой работ.

10. Праздники.


Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. . Если в первом случае учитель основную подготовку берет на себя, то во втором учитель только направляет родителей. В конце 4 класса родители уже могут самостоятельно организовать «Прощание с начальной школой». В каждом классе, есть свои традиционные праздники. « Самое дорогое слово на Земле-Мама!» , « Я люблю свой край Кубанский!» « Мы –за здоровый образ жизни», « Поклонись тем памятным годам» « Проводы зимы- Масленица», « Конкурс Здоровячков» с участием родителей. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)


11. Совместные спортивные праздники.


Стала доброй традицией праводить спортивные праздники вместе с родителями. Родители соревнуются между семьями: перетягивают канат, попадают в кольцо, играют в дартс, настольный теннис, бег в мешках, метают , играют в футбол и т.д.После каждого мероприятия команды награждаются грамотами и подарками. Такие мероприятия очень хорошо слачивают детей и их родителей. «Полезны ли полезные привычки?» День здоровья «Курить — здоровью вредить». «Моя семья увлекается …видом спорта» «Самый спортивный папа класса» «Полезная пища» , «Конкурс Здоровячков» и .конечно же, создание классного фотоальбома.


12. Семейные вечера.


При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это традиционный в каждом классе праздник семьи конкурс «Моя семья» ( Семьи- Драповых, Савран, Мусийцовых, Фоменко) спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». ( Семьи –Сапрыкиных, Корнюшенко, Куликовых, Сластиных)Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется (, «Любимые бабушки наши» , « Мы помним те былые годы…» и др.) К знаменательным датам всегда приглашаем ветеранов ВОВ, воинов Афганцев, членов клуба « Смена» С. Боровика. Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.

13. День открытых дверей.


«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть как ребенок работает на уроке. Бывает и наоборот – учитель просит родителей поприсутствовать на уроке и понаблюдать за работой ребенка.
Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций. Результативность опыта. Открытый классный час для родителей « Краснодарскому краю 74 года!» После успешного проведения урока-праздника девочки написали статью в газету « Перекрёсток» от 23 .09.11год
Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия. В своей практике я сталкивалась с такими случаями, когда родители полностью абстрагируются от школьной жизни ребенка, но это единичные случаи. В любом родительском коллективе есть «костяк», те на кого можно положиться, именно они должны привлечь всех остальных родителей. Традиционными для нас стали осенние походы в лес, родительские классные часы, заочные конкурсы. В 2010-2011 уч. году, мы вывозили детей за пределы школы. Главную роль играет родительский комитет, члены которого организуют всех родителей класса. Родители несут ответственность и заботятся не только о своем ребенке, но и обо всех остальных
.
В своей практике, я ежегодно веду учет «Участие родителей в жизни класса». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии и -, если нет. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей. Награждаю благодарность за хорошую работу.
Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Подводя итог всему сказанному, хочу еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса:
1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Связь с психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
6. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.
Какова же результативность этой работы?
– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Активная деятельность родительского комитета.
Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

3.2 Актуальность педагогического опыта.
Классный руководитель в начальных классах должен:
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;
- укреплять авторитет родителей в семье;
- помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;
- оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;
- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.
Вся система взаимодействия должна быть направлена на гармоничное развитие личности учащихся.

Предполагаемый результат

: высокий уровень сплоченности детского коллектива и коллектива родителей; свободная, творческая, социально-ориентированная личность, личность, способная к саморазвитию и самореализации - активное участие родителей и учащихся в общественной жизни. Связи, устанавливаемые для реализации программы. - педагог, родители, учащиеся. - социальный педагог, школьный психолог, школьный инспектор, библиотекарь. Координатор программы – классный руководитель.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная