D. Оффшорные/Иностранные юрисдикции - © 2008 фатф/оэср все права защищены. Воспроизведение или перевод данной публикации...
Учебные материалы


D. Оффшорные/Иностранные юрисдикции - © 2008 фатф/оэср все права защищены. Воспроизведение или перевод данной публикации...



D. Оффшорные/Иностранные юрисдикции


Коррумпированные политически значимые лица стремятся переместить деньги за пределы своей страны, что является основой Рекомендации 6, требующей проведения расширенной должной проверки для иностранных политически значимых лиц. В ходе изучения предметных исследований по коррупции было выявлено, что почти в каждом случае в рамках схем использовались иностранные банковские счета. Начиная с одного из самых ранних дел по Маркосу, Филиппины, рассматривая значительную и вопиющую деятельность Сани Абача и ряда нигерийский губернаторов, и недавнее изучение Сената США в отношении трех западноафриканских руководителей стран, коррумпированные политически значимые лица почти во всем мире пытаются переместить свои деньги за пределы своей страны. Такие деньги обычно перемещаются из развивающихся стран в финансовые учреждения в развивающихся странах или в странах со стабильным инвестиционным климатом.
Это не говорит о том, что коррупция существует только в развивающихся странах, и что деньги неизбежно перемещаются в такие страны. Проектная группа провела анализ случая судебной коррупции Нино Ровелли, например.54 Около 575 млн. долларов было выплачено физическим лицам в виде взяток судебным чиновникам в Италии. В конце концов, был осуществлен перевод и сокрытие денег в ходе ряда финансовых сделок с участием счетов и структур корпоративных финансов в США, на Британских Виргинских островах, в Сингапуре, на островах Кука и в Коста-Рике. Подобным образом, деньги не обязательно предназначены для зачисления на счет в развивающейся стране. В деле о взяточничестве Titan Corporation, например, взятки от корпорации США Президенту Бенина, предназначенные для получения государственных контрактов по телекоммуникациям, были переведены наличными непосредственно в Бенин.55
Причины такого предпочтения очевидны. Преимуществом иностранных счетов является то, что для вовлеченной страны их труднее выявить, такие счета воспринимаются как более стабильные и безопасные, и к ним проще получить доступ, чем к счетам в стране, в которой находятся политически значимые лица. Более того, политически значимое лицо “перетасовать” иностранные юрисдикции: банковский счет в одной стране может принадлежать корпорации в другой юрисдикции, которая в свою очередь принадлежит трасту в третьей юрисдикции. Любая дополнительная страна усложняет расследование, уменьшает шансы на успех и увеличивает время, необходимое для завершения расследования.

E. Номинальные владельцы


Использование приближенных лиц или номинальных владельцев --- доверенных приближенных лиц или членов семьи, но не обязательно юристов и бухгалтеров, описанных в разделе "Подставные лица" --- для оказания содействия политически значимому лицу в сокрытии и перемещении доходов от коррупции достаточно распространенное явление. ФАТФ регистрировал использование таких номинальных владельцев прежде. Ежегодный отчет рабочей группы по типологиям за 2003 – 2004 г. упомянут в пункте 78:
Политически значимые лица, с учетом высокой степени визуальной доступности их положения как внутри страны, так и за ее пределами, часто привлекают комиссионеров или иных посредников для проведения финансовых операций от их имени. Вполне обычным явлением для близких приближенных лиц, друзей и семьи политически значимого лица заключать отдельные сделки или иным образом владеть активами или перемещать их от своего имени в пользу политически значимого лица. Такое привлечение комиссионеров не обязательно само по себе свидетельствует о незаконной деятельности, так как зачастую такие комиссионеры также привлекаются в случаях, когда бизнес или доходы политически значимого лица являются абсолютно законными. Однако в любом случае использование комиссионеров для защиты политически значимого лица от нежелательного внимания может также препятствовать проведению должной проверки клиента, которая должна проводиться в отношении каждого клиента. Может возникнуть еще одно препятствие, если лицо, действующее в интересах политически значимого лица или политически значимое лицо само обладает некоторым особым статусом, например, дипломатическим иммунитетом.
Примером типичного использования номинальных владельцев является дело Арнольдо Алемана. Алеман смог "слить" государственные средства через некоммерческую организацию под названием Никарагуанский демократический фонд (FDN), которая была учреждена женой Алемана в Панаме. Кроме этого, Алеман и его жена создавали как подставные компании, так и некоммерческие организации для перечисления денег. В конце концов, Алеман смог обмануть правительство при продаже телекоммуникационных частот частным организациям, используя компании, созданные его советниками. Алеману также помогали при хищении и последующем перемещении денег благодаря активному участию Бирона Жереза, отечественного посредника по налогам на тот момент.56
Схема, разработанная высокопоставленными политически значимыми лицами в стране Центральной Америки подобным образом зависела от успешного содействия, как со стороны членов семьи, так и иных приближенных лиц. Политически значимое лицо отвлекает средства, которые предназначаются для перечисления в казну государства с использованием ряда сделок, которые затем ведут к счетам в иностранных банках на имя бывшей жены и дочери политически значимого лица.57

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная