Индия, Китай, Япония в Новое время (для любознательных) - И номер урока в теме Австралия №1 Китай: вчера и сегодня Воспитательная –
Учебные материалы


Индия, Китай, Япония в Новое время (для любознательных) - И номер урока в теме Австралия №1



Индия, Китай, Япония в Новое время (для любознательных)


Тип - информационный модуль
Вид – мультимедийное представление
иллюстрация
http://fcior.edu.ru/card/1115/indiya-kitay-yaponiya-v-novoe-vremya-dlya-lyuboznatelnyh.html

________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________


Китай: вчера и сегодня


Цели и задачи урока:
Обучающая -

  • продолжить формирование представлений об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;

  • сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;

  • рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;

  • рассмотреть важнейшие демографические проблемы Китая;

  • проанализировать экономику Китая и её особенности – структуру, уровень развития, географию, направления развития;

Развивающая -



  • продолжить формирование умения работать с различными источниками информации;

  • формировать умение выделять главное;

Воспитательная –



  • формировать умение выделять главное;

  • сформировать представление о культуре и духовных ценностях государства. 

Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2004), карты: политическая Азии, компьютер, медиапроектор, экран, электронный учебник “Экономическая и социальная география мира” (Образовательная коллекция 1С презентация урока (Microsoft Power Point)
Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.

  3. Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.

  4. Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность

  5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.

  6. Внешнеторговые связи.

  7. Китая страна древней культуры.

  8. Закрепление материала, задание “Расшифруй карту”.

Ход урока
1. Организационный момент
Ребята сегодня я приглашаю вас совершить путешествие ? в Китай. Как вы думаете, почему именно эта страна Азии заслуживает столь пристального внимания?
Ответ:
– страна является нашим южным соседом;
– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;
– освоение космоса и разработки ядерного оружия;
– оправдались прогнозы - Китай вышел на 1 место, по объему ВВП обогнав США и Японию.

Вывод:

Соседство важный фактор географического положения и от того “кто” тебя окружает, во многом зависит политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны. Поэтому, цель нашего урока создать образ страны-соседа.
Тему урока в тетрадь!
Работать мы будем по плану:

  1. Общий обзор и краткая историческая справка

  2. ЭГП Китая

  3. Природные условия и ресурсы

  4. Население

  5. Отрасли специализации хозяйства

  6. Культура – традиции и современность.

Результатом нашего путешествия станет заполненный отчёт.

Приложение1


Учитель: Китай… Древняя и немного загадочная страна…
Давайте вместе постараемся определить своеобразную визитку страны
2. Знакомство «Визитная карточка Китая»
Китай - третье по величине государство в мире после России и Канады. Его площадь 9,6 млн. км.2 (около 1/5 от общей площади Азии). Столица - город Пекин.
Одним из чудес света является Великая Китайская стена, охраняемая всемирной организацией ЮНЕСКО
В Европе первые сведения о Китае были получены благодаря купцам, которые доставляли товар по Великому шелковому пути.
Заселение государства началось со Среднекитайской равнины, с бассейна реки Хуанхэ. Отсюда древнее название Китая «Чжунго» или Срединное царство.
Первая организованная экспедиция в Китай была отправлена королем Людовиком XIV в 1245 году. Вскоре там появился венецианец Марко Поло, составивший первые письменные сведения о Китае.
В эпоху Великих географических открытий европейцы стали в Китае частыми гостями.
Первые русские путешественники достигли Пекина во времена Ивана Грозного, а с 1711 года там разместилась Русская духовная миссия, и с этого времени российско- китайские связи никогда не прерывались.
В XIX веке европейские страны, в том числе и Великобритания начали превращать Китай в свою колонию. В 1841 году Великобритания получила в своё владение остров Гонконг, который вернулся в собственность Китая лишь в 1997 году.
Сегодня Гонконг имеет статус специального административного района.
В 1911 году была свергнута последняя династия Цинь и образована Китайская Республика, а в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты во главе с Мао Цзедуном, провозгласившим политику «большого скачка» - построения материально- технической базы социализма.
1 октября 1949 года провозглашена Китайская Народная Республика.
http://fcior.edu.ru/card/11485/drevniy-kitay.html
Коммунистическая история нашла свое отражение в государственной символике страны.
В пределах территории Китая выделяют 23 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин.

Прил 3.


Государственный Флаг
Его основной цвет – красный цвет коммунизма. Значение флага: красный цвет символизирует революцию, подчеркивая, что политическая мощь Китайской Народной республики была достигнута в тяжелой и кровопролитной борьбе. В левом верхнем углу помещена пятиконечная золотая звезда, обрамлённая дугой из четырёх меньших звёзд. Крупная звезда олицетворяет лидерство коммунистической партии. Официального толкования 4 меньших звёзд нет, популярна трактовка такова: Первая версия, согласно которой они символизируют четыре класса – рабочих, крестьян, мещан (по другой трактовке – интеллигенцию) и патриотических капиталистов. Вторая версия – основные этнические группы Китая: китайцев, тибетцев, маньчжуров и уйгуров. Третья версия – четыре политические партии, существующие в Китае, которые признают лидерство КПК в управлении страной. Расположение звезд на флаге показывает великое единение разных слоев китайского общества под руководством Компартии Китая. Вообще же, первый национальный флаг Китая был принят после Синхайской революции. Флаг Китайской Республики состоял из шести полос, символизировавших шесть основных наций Китая – красный (маньчжуры), желтый (ханьцы), черный (монголы), белый (тибетцы), зеленый (уйгуры).
Герб Китайской Народной Республики
Он состоит из изображения Ворот Небесного Спокойствия – входа в Запретный город с площади Тяньаньмэнь в Пекине – в красном кругу. Над изображением Ворот располагаются пять звёзд, как на государственном флаге КНР. Круг обрамляют колосья пшеницы, отражающие маоистскую философию аграрной революции. В центре нижней части обрамления расположено зубчатое колесо, символизирующее промышленных рабочих. В центре герба изображена площадь в городе Пекине, на которой возвышаются ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает "Ворота Небесного спокойствия". Эти ворота символизируют древние традиции китайского народа.
Ребята, а теперь давайте познакомимся с гимном Китая

(приложение 2)


Марш добровольцев (义勇军进行曲) – государственный гимн Китайской Народной Республики, написанный в 1935 году во время Китайско-японской войны известным поэтом и драматургом Тянь Ханем (田汉), музыку к гимну написал Не Эр (聂耳). Во время культурной революции фактическим гимном Китая была песня "Алеет Восток".
Вставай, кто рабом стать не желает!
Из своей плоти Великую стену поставим!
Для судьбы нации грозный час наступил,
И из груди рвётся клич наш последний:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас миллионы, но сердцем мы едины,
Под огнём канонады смело мы в бой пойдем

Д

авайте оценим ЭГП страны, выделим благоприятные и неблагоприятные черты (самостоятельная работа учащихся по атласу стр.2-3,22; учебнику с.196

) прил3


http://fcior.edu.ru/card/22723/kitay-na-politicheskoy-karte.html
Проверка:
+ Выход в Мировой Океан (15 тыс. км). Доступ к морям из самых удаленных уголков страны через р. Янцзы и Хуанхэ. Благоприятно сказывается на развитии хозяйства и внешнеэкономических связях.
– большое количество стран соседей, большинство из которых развивающиеся. Укрепление границ, поддержание мира. Большая площадь затрудняет развитие труднодоступных районов страны.

Вывод:

Пять тысяч лет китайской цивилизации, а Китайской Народной Республике 60 лет, Столь длительная и сложная история накладывает отпечаток на все стороны жизни китайского народа, рожденной революцией. Какой же сегодня Китай?
А теперь наше путешествие будет проходить в небольших группах, которые будут выполнять определённое задание:
Класс делится на 4 групп

1 станция «Природные ресурсы Китая»


а) характеристика природных ресурсов Китая, их хозяйственная оценка:


- минеральных


- агроклиматических


- водных


- лесных


Китай - третье по величине государство в мире после России и Канады. В стране представлено большое разнообразие ландшафтов и климата. Для северо-западных окраин Китая характерны длинная холодная зима и короткое, очень жаркое лето. Эти лесистые районы богаты полезными ископаемыми, в том числе каменным углем. Резкие перепады температуры характерны также для северных областей Китая, где травянистые равнины граничат с пустыней Гоби. Летом температура в пустыне может подниматься до +38 градусов по Цельсию, а зимой опускаться до -34. Центральные северные провинции Китая пересекает широкая извилистая река Хуанхе (Желтая река), опасная страшными наводнениями. Однако удобренные речным илом долины этой реки чрезвычайно плодородны. Другая великая река, Янцзы, протекает через центральные провинции страны. Это важнейшая транспортная артерия Китая и третья по величине река в мире, длина которой составляет б 300 километров. Истоки Янцзы находятся в западных горах Китая, река впадает в Желтое море.
          Запад страны занимает обширное высокое плоскогорье Тибет, которые часто называют "Крышей мира". На юге Китай ограничивается горным хребтом Гималаев, где находится самая высокая в мире вершина, гора Эверест. В предгорьях Гималаев на юго-западе страны климат теплый. Для южных областей Китая и близлежащего острова Тайвань характерен жаркий и влажный климат с дождливым сезоном, который продолжается с мая по октябрь.
Она располагает богатыми природными ресурсами, в том числе месторождениями каменного угля, нефти, железа и вольфрама, а также строевым лесом и источниками электроэнергии
Многие месторождения полезных ископаемых находятся в отдаленных труднодоступных местах. В засушливых и жарких районах невозможно выращивать урожаи при отсутствии оросительных систем. Кроме того, площади пахотных земель сокращаются вследствие стремительного роста городов и промышленных центров.

2 Станция «Население Китая»


Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.

  • Самоназвание – “хань”- китайцы 91%

  • 2/5 – молодёжь

  • В языке 7 основных диалектов

  • Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)

  • Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30

  • Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)

  • По этническому составу большинство населения – китайцы .

  • Национальных меньшинств - 8%- 80 млн. человек

  • Неграмотных в стране - 250 млн.

  • Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков

  • Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков

  • соотношение между мужчинами и женщинами (51% – 49%)

  • плотность – ср. 108 ч. км2

  • особенности размещения – неравномерное

– официальный язык – китайский
– письменность – иероглифическая
– религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульмане 2-3%, христианство (католики, протестанты – 1%)
Урбанизация – уровень урбанизации- 50 % – количество городов миллионеров-40
– крупнейшие города – агломерации - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и др.
Пути решения демографической проблемы:

  1. Проведение демографической политики с 1978 года, девиз: “одна семья – один ребенок”, “народ без братьев и сестер”.

  2. Разрешены аборты и стерилизация.

  3. Возраст вступления в брак мужчины 22 года, женщины 20 лет (запрещено создавать семьи студентам).

  4. Система материального поощрения и наказания (1 ребенок – материальные льготы, получение жилья и место в садике; 2 ребенок – штраф 1500 юаней)

3 станция «Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство».
Учитель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Перечислим их – стр.262 п.(19) учебника.


1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали, выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.
2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.
Учитель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая
Учитель: Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.
Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)

  • Текстильная промышленность- главная отрасль лёгкой промышленности Китая

Учитель:
Экономические зоны Китая
По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.

Д/З


Учитель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.
Главные земледельческие районы:
“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
Учитель: прочтите примеры, приведённые в учебнике на стр. 239
Учитель: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:
Время для пития чая
Чай можно пить в такое время: 

  • когда ты празден; 

  • когда слушаешь скучные стихи; 

  • когда мысли спутаны; 

  • когда отбиваешь такт, слушая песню; 

  • когда музыка умолкает; 

  • когда живешь в уединении; 

  • когда живешь жизнью ученого мужа; 

  • когда беседуешь поздно ночью; 

  • когда занимаешься учеными изысканиями днем; 

  • в брачных покоях; 

  • принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек; 

  • когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий; 

  • в хорошую погоду; 

  • в сумерки дня; 

  • когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу; 

  • среди раскидистых деревьев и бамбуков; 

  • когда распускаются цветы; 

  • в жаркий день, у зарослей лотоса; 

  • возжигая благовония во дворе; 

  • когда младшие покинули комнату; 

  • когда посещаешь уединенный храм; 

  • когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину

6. Внешнеторговые связи.
Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.
http://fcior.edu.ru/card/1115/indiya-kitay-yaponiya-v-novoe-vremya-dlya-lyuboznatelnyh.html
7. Китай - страна древней культуры.
Учитель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и прежде всего страна древней культуры.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная