История астрологии - 4 "Зидж-и шах" "Бундахишна"
Учебные материалы


История астрологии - 4



ИРАН


Сохранилось очень мало сведений о занятиях астрологией в Сасанидском Иране после правления Шапура I. Однако известно, что в конце IV - нач. V в. был отредактирована персидская версия трактата Доротея Сидонского, в неё были добавлены некоторые индийские теории (в частности, концепция навамш - карт девятой гармоники). Есть основания считать, что смешение греческих и индийских методик было главной характеристикой сасанидской астрологии.
Основным персидским сочинением по астрономии и астрологии этого периода является государственный

"Зидж-и шах"

("Шахский зидж"). Он был написан около 450 г. и переработан при Хосрове I Ануширване (531 - 579), правителе, который поощрял деятельность греческих (или греко-сирийских) и индийских учёных в Иране. Кстати, до наших дней дошёл гороскоп, составленный на коронацию Хосрова I. В "Шахском зидже" зороастрийские доктрины сочетались с эллинистическими и индийскими элементами.
Тот факт, что астрологические концепции являлись составной частью религиозной доктрины зороастризма (государственной религии Ирана), подтверждается анализом

"Бундахишна"

(IX в.) - самого значительного произведения пехлевийской литературы. Зороастрийские представления о мире, изложенные в этом сочинении, включают теорию астрологических эпох и систему 28 накшатр (они перечислены с их персидскими именами).
Одним из важнейших достижений сасанидской астрологии была разработка астрологического описания истории, т.е. попытки изучить прошлое на основе толкования годичных гороскопов (на день весеннего равноденствия), анализа соединений Юпитера с Сатурном и т.п. Иранская астрология сасанидского периода оказала существенное влияние на более позднюю исламскую астрологию.

СТРАНЫ ИСЛАМА


Мусульманство, возникшее в Аравии в 1-й пол. VII в., в целом было благосклонно к астрологии. Основными источниками для первых астрологов ислама были три основных астрологических традиции: эллинистическая, индийская и сасанидская. Арабские учёные переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита - индийские тексты, с пехлеви - возникший в эпоху Сасанидов конгломерат двух вышеназванных астрологических течений и зороастрийской астрологии. Кроме того, определённую роль также сыграли астрологические представления домусульманской Аравии.
Начало расцвета астрологии датируется временем правления первых аббасидских халифов. Халиф ал-Мансур, правивший в 754 - 775 гг., был известным учёным своего времени, большим поклонником астрологии, покровителем наук и искусства. В 762 г. он основал город Багдад; весьма показательно, что дата основания города и его планировка была определена придворными астрологами ал-Мансура - Наубахтом и Маша'аллахом. Одна из больших заслуг ал-Мансура состояла в том, что он собрал у себя многих переводчиков (в основном, сирийских) и поручил им все уцелевшие произведения древнегреческой и эллинистической литературы перевести на арабский язык. Во многом благодаря этим переводам астрология получила распространение в арабском мире. Следует отметить, что исламские астрологи, подобно византийским, стремились во всём следовать по стопам своих предшественников из эллинистической эпохи. Однако арабский язык был настолько отличен от древнегреческого, что не обошлось без недопониманий и невольных искажений идей первоисточников. В результате, ряд греческих концепций и методик (напр., идея дуговых аспектов или теория "свободного ухода" Луны) получили в арабском мире совершенно иное наполнение.
При наследниках ал-Мансура астрология продолжала процветать, особенно во времена правления Махди (775 - 785), Харуна-ар-Рашида (786 - 809), Амина (809 - 813), Мамуна (813 - 833) и Мутасима (833 - 842). В это время работали такие крупнейшие астрологи, как

  • Феофил Эдесский (он приобрёл славу великого астролога как в арабском мире, так и в Византии),

  • Ибн Хайян (известный также как величайший алхимик Средневековья),

  • ал-Фадл ибн Сахл ас-Сарахси (вазир халифа ал-Мамуна),

  • ал-Кинди ("отец арабской астрологии"),

  • Абу Ма'шар (его часто называют наиболее известным астрологом Средневековья),

  • еврейские астрологи Сахл ибн Бишр и `Али ибн Дауд,

  • персидские астрологи Ибн ал-Базьяр и Абу Бакр ал-Хасан ибн ал-Хасиб и др.

Во второй половине IX в. работали ал-Баттани, считающийся величайшим из арабских астрономов и крупнейшим астрологом, и выдающийся сирийский учёный-энциклопедист Сабит ибн Курра, исповедовавший сабеизм.
Сабеизм - это доисламская религия в Месопотамии, Аравии, Сирии и Малой Азии, отличавшаяся культом небесных светил, который восходил к древневавилонским представлениям. Сабии, веря в единый, безличный, универсальный Божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая планеты и другие небесные тела в качестве соответствующих символов. Название "сабеизм" произошло от имени аравийского племени сабиев, у которых впервые зародился этот культ. Центром этой религии был г.Харран в Сирии. Из религиозной общины сабиев Харрана вышли многие математики, астрономы и астрологи. Сабит ибн Курра был не только наиболее знаменитым сабианским астрологом, но и автором многих религиозных сочинений, реформатором сабеизма.
В X в. жили ал-Кабиси (один из наиболее читаемых в эпоху Средневековья писателей-астрологов), ал-Кумми (автор "Превосходной книги введения в науку приговоров звёзд", 968 г.), ал-Маджрити (крупнейший учёный Андалусии, учитель многих математиков, астрономов и астрологов) и ас-Суфи (знаменитый астролог из Западного Ирана).
В первой половине XI в. работало сразу несколько самобытнейших учёных-энциклопедистов, сделавших большой вклад в астрологию: ал-Хасан ибн ал-Хайсам (Альгазен; 965 - 1039), ал-Бируни (973 - 1048), Ибн Сина (Авиценна; 980 - 1037). Их современниками были известнейшие астрологи Ибн Лаббан и Ибн Аби-р-Риджал.
Рубеж XI - XII вв. был ознаменован развитием суфийской астрологии, что во многом было связано с деятельностью философа ал-Газзали (1058 - 1111), одного из основоположников суфизма, который ввёл это, вначале еретическое, течение в русло ортодоксального ислама. Виднейшие суфийские мыслители включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов (IX - XI вв.).
Вообще, значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество выдающихся астрологов в странах ислама. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, или танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Священное направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью науки о звёздах.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная