История развития до в России и за рубежом Мазеева Е.А. 10.09.12 Дидактические принципы, используемые в ДО.
Учебные материалы


История развития до в России и за рубежом



Мазеева Е.А. 10.09.12



  1. История развития ДО в России и за рубежом.



Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. Некоторые ученые утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанционного образования. В 1840 году Исаак Питман посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став,таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса.
Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор создала систему обучения по почте для женщин под названием Общество Тикнор, взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения».
В Пенсильвании ежедневная газета под названием «Колъери Инжиниэ» стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках. Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам. Вильям Рейни Харпер, считающийся в Америке «отцом обучения по почте»,в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго ,начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии.
Довольно рано дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете в Брисбене. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.
После революции 1917 года дистанционное образование стало развиваться в России. Здесь предлагались различные курсы на самых разных уровнях. В Советском Союзе была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, название которой буквально означало «образование без визуального контакта» (заочное образование). К 60-м годам XX столетия в СССР имелось 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. После Второй мировой войны примеру СССР последовали другие страны Центральной и Восточной Европы.
Что касается Западной Европы, то в 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе.
Огромное влияние на систему дистанционного образования оказало основание в 1969 году Открытого университета Великобритании: учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в целом ряде стран преимущественно Европы и Азии.
В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов. Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции.
История обучения по почте и дистанционного образования наглядно демонстрирует наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования и нацелено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших странах, так и в маленьких. Проблемы, социальные и исторические потрясения, повлекшие появление этих систем, различны: территориально рассредоточенное или перемещенное население, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация. В новом тысячелетии по мере продвижения человечества к информационному обществу дистанционное образование станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.

  1. Составляющие ДО (Технологическая, Содержательная, Организационная).



Выделяют три составляющих ДО: технологическая, содержательная, организационная.
В содержательную составляющую входит разработка методистами концепции специализированной языковой среды обучения, электронных и печатных учебно-методических и прикладных средств, а также выбор инструментария общего назначения с целью его использования в учебном процессе.
Организационная составляющая предусматривает планирование, организацию и проведение в рамках разработанной виртуальной среды учебного процесса с использованием разнообразных методов и организационных форм (педагогических технологий) применительно к различным моделям ДО.
Технологическая составляющая базируется на специально разработанном программном обеспечении, состоящем из определенного набора компьютерных оболочек, обеспечивающих интеграцию и системное функционирование содержательной и организационной составляющих среды.

  1. Дидактические принципы, используемые в ДО.



Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки и закономерностями, направляющими практику обучения:

  • соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

  • ведущая роль теоретических знаний;

  • единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

  • стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

  • соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

  • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

  • сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

  • системность и последовательность в обучении;

  • доступность;

  • прочность овладения содержанием обучения.

В качестве дополнительного, отдельного принципа формулируется принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения и дидактической системе в целом . Под учебно-научной материальной базой понимается материально-техническая система, включающая учебные помещения, технические средства обучения учебно-лабораторное оборудование и др.
Указанные общие принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО. Рассмотрим теперь специфические принципы ДО .
Принцип интерактивности отражает закономерность не только контактов студент-преподаватель, опосредованных средствами информационных технологий, но и студентов между собой.
Принцип стартовых знаний определяет необходимость начального уровня подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг СДО, а также соответствующего  аппаратно-технического обеспечения. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств.
Принцип регламентности обучения. Целесообразно вводить график самостоятельной работы. Должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами НИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения.
Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.

  1. Модели ДО, используемые в России



Анализ литературы по проблемам дистанционного обучения позволяет сделать вывод о

том, что, говоря о моделях дистанционного обучения, авторы выбирают разные основания для

их классификации. Существует несколько разных подходов к выделению моделейдистанционного обучения. В основном выделение авторами моделей дистанционного обучения
происходит не на основании теоретического анализа, а на основе практики.
Отдельные авторы, трактуя дистанционное обучение достаточно широко и не предполагая обязательного использования Интернета в качестве основного средства связи, выделяются следующие формы дистанционного обучения:
1) традиционная (заочная):
ориентированная только на самостоятельную работу и не предполагающая наличия взаимодействия преподавателя и учащегося,
предполагающая проведение установочных лекций, а затем продолжение
самостоятельной работы по выданным комплектам методического обеспечения;
2) фрагментарное использование информационно-коммуникационных технологий. В этом случае учащийся самостоятельно работает с комплектом учебно-методического обеспечения,
которое частично представлено в электронном виде. Взаимодействие педагога и обучающегося
осуществляется с помощью различных видов связи.
3) электронная — получение по электронной почте учебно-методического обеспечения и
самостоятельное его изучение. Заметим, что и в этой модели специфика дистанционного
обучения, которое предполагает осуществление систематического взаимодействия учащегося и
обучающего посредством специально созданной среды, отсутствует;

  1. комбинированная.

Отметим, что все четыре модели дистанционного обучения ориентированы в основном на студентов высших учебных заведений.

  1. Глоссарий понятий.



Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

  1. Составить таблицу вузов, использующих ДО в России (5-6 вузов).



Наименование учреждения.
Дисциплина, специальности, по которым проводится обучение.
Модели ДО, используемые в вузе.
Примерный охват обучающихся.
Для каких целей используется ДО.

 Евразийский открытый институт (ЕАОИ)
экономика, психология, юриспруденция, педагогика, землеустройство, связь, туризм и многое другое. 
свыше 3500 студентов, 80 аспирантов, аудитория слушателей составляет более 36000 человек.
Для развития и совершенствования удаленного и заочного обучения на всей территории РФ.

ГЭИТИ – гуманитарно-экономический и информационно-технологический институт
маркетинг, менеджмент, информационные и прикладные технологии
Применение эффективных методических программ во время учебного процесса

Московский институт информационных технологий
экономики, информатики, управления, туризма.
Институт специализируется в области информационно-технологического образования, в том числе и электронного.

Российская Академия предпринимательства
Бугалтерский учёт, анализ и аудит, менеджмент
организации
Профессиональная переподготовка получения первого и второго образования.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная