Лекция втораяК ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ:   День второй - день чудес, день охоты, день объятий, никаких еще Д.Л. Бродянский. История первобытного общества. 2003 ЛЕКЦИЯ 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Учебные материалы


Лекция втораяК ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ:   День второй - день чудес, день охоты, день объятий, никаких еще



День второй - день чудес, день охоты, день объятий, никаких еще проклятий ни из уст и ни с небес.
К истокам культуры пробивается археология, извлекая миллионы каменных орудий, - вечных массовых свидетелей ранней истории.
Культура - это система методов и результатов материальной и духовной деятельности человека. Э. С. Маркарян предлагает другое определение: внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности. Необходимо еще добавить позитивную оценку явления обществом. Такая оценка со временем менялась. Отрицательные явления относились к антикультуре.
Олдувайские умельцы били камнем по камню и создали устойчиво повторяющиеся формы орудий, древнейшие артефакты - искусственно сделанные предметы. Если они сделаны автралопитеками, то должны быть, строго говоря, отнесены к предкультуре, к орудиям предтрудовой деятельности. Выше отмечалось, что многие ученые видят в первых орудиях свидетельства появления человека. В любом варианте, здесь - истоки каменного века, древнего его периода - палеолита. Первая из эпох палеолита названа олдувайской, ее можно датировать от 4-х или 3-х до 1 млн лет. Олдувайские стоянки найдены не только в Африке, во французском гроте Валлоне стоянка старше 2 млн лет. На реке Улалинке в Горноалтайске- старше 1 млн лет. На смену олдувайской приходит эпоха ашель (названа как и последующая - мустье - по стоянкам во Франции). Выделяются ранний ашель - 1-0,4 млн лет., средний ашель - 400-200 тыс, лет, поздний ашель - - 200-100 тыс. лет.
Точность применяемых методов датировки допускает разброс дат (в зависимости от древности и метода достигающий сотен тысяч лет), и делает анекдотичными датировки с уточнением «миллион лет до нашей эры». Эпохи олдувай и ашель - первые в археологической периодизации, основанной на материале и технике (технологии) изготовления орудий труда. Обратите внимание на несовпадение антропологических и археологических этапов: в олдувае австралопитеков сменили питекантропы, в ашеле, начиная со среднего периода, соседствуют с питекантропами неандертальцы. На более поздних этапах истории так же несинхронно будут меняться типы экономики (экономическая периодизация - дикость - варварство) и стадии социальной организации. Вот почему неудачей заканчивались все попытки создать универсальную периодизацию первобытной истории.
В первичном расщеплении камня высшим достижением среднего ашеля явилось создание техники леваллуа. Если в олдувае отщепы и массивные орудия получали, ударяя камнем по камню, в ашеле предварительно готовят ядрище-нуклеус. Возникают локальные и хронологические типы нуклеусов: клектон, тэйяк и другие. Техника леваллуа позволяла снять с нуклеуса параллельным скалыванием 2-3 или более пластин - удлиненных отщепов с острыми краями. Такая пластина без дополнительной обработки или после нее могла служить ножом, наконечником копья, скреблом, резцом. Копье с каменным наконечником - древнейшее составное орудие. Среди рубящих орудий, наряду с приостренными гальками - чопперами, появляются оббитые с двух сторон ашельские ручные рубила - бифасы. колуны- кливеры. При изготовлении таких орудий совершалось до 100 последовательных операций. Очевиден качественный скачок в операционных возможностях питекантропов по сравнению с австралопитеками. В ашельских слоях найдены деревянные копья, рогатины, дубины, палицы, острые палки-копалки. Эксперименты показали высокую эффективность ашельских орудий: метровой длины палица из комля березы с помощью рубила сделана за 20 минут (срубили ствол и выкорчевали пенек).



Рис. 8. Нижнепалеолитические каменные орудия: 1 - скребло, 2 - рубило, 3 - чоппер (Азых, слой VI); 4 - чоппер (Филимошки); 5 - чоппер (Кумары); 6 - чоппер (Улалинка), 7 - орудие
типа цалди (Цонская пещера).
Уровень культуры хорошо прослеживается при современной методике раскопок поселений и мест охоты. На берегу Средиземного моря, в городе Ницца А. Люмлей раскопал поселение Терра-Амата. 11 раз весной люди спускались с плато к берегу моря. Из веток строили хижины, пол выстилали галькой и шкурами, в середине устраивали очаг с каменной загородкой с наветренной стороны. Мужчины уходили на охоту и приносили расчлененные туши слонов, быков, оленей, а женщины и дети ловили рыбу, собирали моллюсков. Лагерь 400 тыс. лет назад жил так же, как лагеря австралийских аборигенов в XIX веке, только добыча состояла из давно вымерших видов, да облик людей был другой - строили хижины питекантропы.
В Испании К. Хоуэлл раскопал 2 соседних среднеашельских лагеря охотников на слонов в Торральбе и Амброне. Основания хижин были сложены из черепов и костей слонов, носорогов, быков. В стороне от лагеря найдены места, где слонов убивали и разделывали. Левую половину туши одного из гигантов притащили нерасчлененной и поместили в середину жилой зоны. В Лазаре (Франция) А. Люмлей обнаружил у входов в сезонные ашель- ские жилища по волчьему черепу - головы зверей были пробиты и обращены мордами наружу. На Кавказе, в пещере Кударо I В. П. Любин раскопал долговременное стойбище охотников на пещерного медведя; добывали также зубров, оленей, горных козлов, ловили в реке лососей. На огромных медведей охотились с рогатиной совсем не так примитивно, как изобразил 3. Буриан на рисунке, кочующем из учебника в учебник: медведя не забросаешь камнями. В пещере Азых несколько медвежьих голов охотники сложили в трещине-тайнике. Как и половина слона из Торральбы - это древнейшие следы натурального творчества: ритуальных манипуляций с объектами природы. К древнейшим свидетельствам зародившихся духовных потребностей следует отнести и придание рубилам симметричной формы. Ассимет- ричный чоппер был не менее производительным инструментом - человек затрачивал силы на создание эстетической гармонии. Любопытно, что на западе Евразии бифасы встречаются чаще, чем на востоке, не отсюда ли тянутся истоки ассиметричной эстетики дальневосточных культур?
Эпоху мустье большинство исследователей датируют в пределах 100-35 тыс. лет назад, одни относят ее к среднему палеолиту, другие - вместе с олдуваем и ашелем - к нижнему.


Рис. 9. Тешик - Таш: 1 - разрез грота; 2 - план погребения; 3 - остроконечник; 4 - нуклеус; 5
- ребенок - неандерталец.


Для мустье характерна растущая специализация орудий, большее их разнообразие: 40-60 наименований для каждой из культур; появление наконечников копий, оббитых по всей поверхности с двух сторон, и остроконечников. В перечне орудий есть тёрочники, мотыги, костяные кинжалы. Найдены куски трута, части деревянных приборов для добывания огня трением.
Высока эффективность мустьерской охоты. Возле Сочи раскопана Малая Воронцов- ская пещера. 65 раз к ее входу приходила группа охотников. Определив по следам, что в пещере есть медведь и, выбрав время, когда ветер дул в сторону входа, люди разжигали дымный костер и готовили оружие: подправляли обсидиановые наконечники копий, иногда заменяли сломавшийся. Когда выкуренный дымом зверь с ревом появлялся из пещеры, его закалывали, разделывали, отрезали заднюю левую ногу, подкреплялись, кости бросали здесь же и уходили - до следующего медведя. Обитатели венгерской пещеры Эрд убили 500-550 пещерных медведей, люди Ильской стоянки на Кубани съели более двух тысяч зубров. В Крыму, в гроте Староселье в мустьерском слое остались кости почти 300 куланов, отличных бегунов, за которыми современные браконьеры в Туркмении гоняются на УАЗах. В гроте Тешик-Таш в отрогах Гиссарского хребта в Узбекистане 5 раз селились охотники на горного козла - киика. Добычу киика сегодняшний охотник с винтовкой почитает большой удачей: животные осторожны и легко скрываются в недоступных скалах. Неандертальцы убили здесь 38 кииков. В гроте было устроено погребение 8-9-летнего ребенка, вероятно девочки, а не мальчика, как в старых реконструкциях. Кости ребенка уложили в круглой яме, окружили оградой из 6 пар рогов козла, плитками известняка и засыпали землей.
На Русской равнине по течениям Днепра и Днестра в мустье жили охотники на мамонтов, оленей, зубров, диких лошадей. Из черепов, бивней, костей ног мамонтов сооружены основания жилищ в Молодова 1 и 5. На реке Десне, в Хотылево охотники на мамонтов добывали и обрабатывали кремень - это тип поселения-мастерской.


Везде, где земля сохраняет кость, очевидны свидетельства эффективной охоты на самых крупных животных данной местности. До сих пор в школьных учебниках повторяются догадки начала XX века о господстве в палеолите загонной охоты с использованием искусственных и естественных ловушек. Данные из мустьерских памятников убеждают, что неандертальцы владели всем арсеналом приемов охоты, известных из этнографии: скрадывание, преследование, засады, ловушки, а отнюдь не только загон, ведь массовый забой животных вынуждал бы людей к частым и дальним переселениям на еще не опустошенные угодья. Приведенные выше примеры говорят о регулярной эксплуатации обжитой, хорошо знакомой территории. Охота дополнялась собирательством, рыболовством. На юге Африки найдены раковинные кучи эпохи мустье.




Рис. 11. Мустьерские орудия из Сибири (Алтай): 1, 2, 4 - Усть-Канская; 3, 5 - Страшная; 1, 5 - пластина с ретушью; 2 - наконечник копья; 3 - остроконечник; 4 - резец.


В мустье многократно увеличилось число памятников духовной культуры и появились новые их типы: пещерные святилища, более 50 погребений, два десятка случаев находок графических знаков, нарезок на костях и камне. Впервые такой мощный пласт духовной культуры запечатлен в объектах, доступных для археологического исследования.
Во Франции, в пещере Клюни были выложены по кругу, на подложенных каменных плитках, пять медвежьих черепов. Такой же круг из восьми медвежьих черепов найден в пещере Фюрти.
В пещере Регурду, в овальном зале, в пятиметровой толще мустьерского культурного слоя на уровне IV горизонта 45 тыс. лет назад был погребен неандерталец: в яме, на левом боку, в сильно скорченном положении, головой на запад. В могилу положили лапы медведя, на плитку над погребенным - орудия труда, засыпали песком и золой, жгли костер, затем украсили насыпь оленьим рогом. К северу, еще до погребения человека в большой яме был похоронен целый бурый медведь. Мишке в могилу положили камень с отверстиями, части других медведей и сверху накрыли плитой весом более 850 кг. По сторонам от медвежьей могилы у стен зала из плит и булыжников соорудили ящики: в одном из них лапы и другие части 5-7 медведей, на верху ящика - два медвежьих черепа и один - олений. В окружении этих медвежьих могил и похоронили человека. Позднее ритуальные действия продолжались: появились насыпи из камней, щебня, золы и песка с рогами оленя, косули, ногой быка, кабаньими клыками. Очевидно, что Регурду был настоящим святилищем охотников, мустьер- ским храмом.
В Швейцарии, в Центральных Альпах, на горе Дракона - Драхенлох, на высоте 2445 м найдены целые склады специально отобранных медвежьих костей: лап, голов - преимущественно медведей 2-4 лет, есть погребение целого годовалого медвежонка, есть в Драхенло- хе выкладки из 7 и 9 медвежьих черепов, композиции из черепа и костей лап. Всего в пещере найдены 50 медвежьих черепов и 100 нижних челюстей. Подобные пещерные святилища эпохи мустье есть в Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, В гроте Ветерника в Югославии уложены 35 черепов пещерного медведя, шесть из них обращены в сторону входа, их окружали лопатки медведей.
Остатки 400 пещерных медведей покоились в пещере Нерубайской под Одессой. Там же, у села Ильинка - кости почти 500 таких же зверей, преимущественно медвежат, некоторые - в ящиках из плит. Культовые выкладки есть в пещерах Кавказа: Навалишенской, Ах- штырской и других, В Крыму, в гроте Чокурча сложены в кучу черепа, нижние челюсти, кости таза и лап двадцати мамонтов. В узбекском Аман-Кутане - черепа оленей и муфлонов. Известны выкладки из черепов на открытых стоянках (зубры в Ильской), но под открытым небом кость сохраняется редко.
Первые исследователи «медвежьих пещер» пытались найти какое-то практическое объяснение складам лап и голов: запас мозга для еды, для выделки шкур и т. п. Но никто ведь не ищет практической пользы от плюшевого мишки, которого малыш укладывает с собою в постель. Древняя форма ритуала, символизирующего связь человека с природой, проходит через всю историю!
Кучи оленьих, медвежьих, бычьих голов, рога, челюсти, кабаньи клыки в разных уголках земли встречаются в первобытных, древних культурах и в совсем недавних. Люди бронзового века в Приморье, у села Синий Гай похоронили у своих домов поросят и изюбря, а челюсти, головы, клыки кабанов - под полом жилищ. Нивхи Сахалина уже в XX веке устраивали склады медвежьих голов и лап, а коряки Камчатки стреляли из луков в священные кучи из оленьих черепов и рогов. На Чукотке из черепов белых медведей и моржей выкладывали круги и овалы. Наконец, в гербах сегодняшних государств - целый зоопарк.
«Очеловечиванию» неандертальца в большой степени способствовало изучение погребений. В сводке Ю. А. Смирнова приведены 7 гротов Франции (Шапель, Мустье, Кина и другие), грот Спи в Бельгии, Киик-Коба, Заскальная VI и Староселье в Крыму, Тешик-Таш в Узбекистане, Шанидар в Ираке, пять гротов в Палестине: Амуд, Табун, Схул, Кафзех, Кебара - всего 18 пунктов, 48 погребений, в которых похоронены 59 человек. Кроме этого известны 4 погребения в Африке и могила в пещере Ниа на острове Калимантан. В среднем получается один погребенный на тысячелетие - примерно одна миллионная от живших в эпоху му- стье людей. И эта драгоценная доля информации зачастую добыта в раскопках не с лучшей методикой. Еще в 70-е годы можно было встретить в литературе слова «так называемые му- стьерские погребения», хотя раскопки А. П. Окладникова 1938 года в Тешик-Таше, Г. А. Бонч-Осмоловского 1924 года в Киик-Коба должны были убедить скептиков. Сегодня мы знаем, что мустьерский человек заботился о своих мертвых - хоронил их.
Все погребения - на месте стоянок, только в Регурду - в святилище. Мустьерские погребения - древнейшие в истории культуры, сразу обретают основные черты погребений последующих эпох: 1) погребальное сооружение, состоящее из ямы или насыпи или их сочетания; 2) захоронение целого тела, либо расчлененного или оставленного временно без захоронения и впоследствии захороненного, - «вторичные погребения»; 3) разные позы погребенного: вытянутые - на спине, на боку - или скорченные, связанные; 4) определенная ориентация тела - в мустьерских погребениях Ю. А. Смирнов отмечает заметное преобладание солнечной (восход, заход) или лунной ориентации; 5) помещение в могилу сопровождающих вещей - погребального инвентаря: орудий труда (остроконечники, скрёбла, реже другие орудия из камня, много отщепов, есть орудия из кости); частей животных, в том числе несъедобных - рога, челюсти, есть остатки оленей, кабана, лани, горного козла, носорога, лошади, бизона, гиены, яйцо страуса. В 9 могилах найдены куски охры - минеральной краски и даже следы подсыпки из нее - через весь последующий каменный век пройдет традиция охристой подсыпки. В коллективном погребении зрелого мужчины, двух женщин и ребенка (не ясно, погребены порознь или одновременно) в Шанидаре сохранились следы подстилки или покрывала из цветов и хвои. Цветы, характерные для мая (начала июня) в этой местности, легли в могилу 46-50 тыс. лет назад. Это открытие Ральфа Солецки повлияло на процесс «очеловечивания» неандертальца не меньше, чем метод М. М. Герасимова. В другой шанидар- ской могиле был погребен мужчина лет 45-ти, у которого в юности ампутировали правую руку. Впоследствии бедняга получил еще травму головы, болезнь суставов и тем не менее прожил почти рекордную для неандертальца по долготе жизнь. И уже тогда были хирурги с каменным скальпелем.
В 12-ти погребениях эпохи мустье есть следы кострищ (до или после погребения, в самой могиле, рядом или поверх насыпи). Отмечены- ярче всего в Регурду - памятные сооружения, есть следы поминальных трапез. Возникает зрелая система культа мертвых, мифологически воплощающая осознание человеком себя и окружающего мира. При кажущейся безнадежности попыток узнать, что думал и чувствовал неандерталец, совершая ритуал погребения, чисто человеческая природа его действий, и их продолжение в последующей истории культуры делают попытки реконструкции возможными.
Графические знаки, как и натуральное творчество, впервые появляются в среднем ашеле: галька с нарезками из Терра-Амата, фрагмент бычьего ребра со стоянки Пеш-де-л'Азе во Франции с вырезанными на нем каменным резцом нарезками: изгибающиеся параллельные линии (по три), а между ними короткие параллельные черточки. Крупная кость с ритмично повторяющимися нарезками обнаружена в Бильцингслебене (Германия), где были найдены костные остатки питекантропа. В мустье многократно возрастает количество, разнообразие и сложность знаков. В пещере Тата (Венгрия) найдена овальная шлифованная пластина, вырезанная из зуба мамонта, со следами охры: Л. Вёртеш назвал ее чурингой (так называют свои священные дощечки или камни австралийские аборигены). Там же, в Тата, найден круглый нуммулин (ископаемый моллюск) с прочерченным на нем крестом (в позднейших культурах крест в круге повсеместно осмысливается как знак Солнца). Крест еще несколько раз встречен в мустьерских памятниках: на известняковой плитке в пещере Цона (Грузия), на челюсти крупного зверя в Вилене (Германия), в Турске Маштале (Чехословакия) - на кости оленя.
Серия знаков связана с погребениями в гроте Ля Ферраси (Франция). Погребение 6 - треугольная яма, в которой лежали кости ребенка, накрыта известняковой плитой, на ее поверхности выбиты 8 пар ямок. В погребении I (похоронен взрослый мужчина) лежали три плоских камня и трубчатая кость с группами параллельных нарезок (8 групп по три линии, 3 группы - по 2). Между этими могилами - три ямки с человеческими костями, 9 холмиков, 6 неглубоких ямок, в одной из них - останки младенца и рядом с ним - три скребла. На стоянке Ребнер I группами по 3 лежали шары, вытесанные из известняка. Похоже, что неандертальцы умели считать, по крайней мере, до трех.
Самый сложный образец мустьерской графики нашел А. П. Черныш во втором слое поселения Молодова I в 1976 году. Это лопатка мамонта, на поверхности которой выгравированы серии насечек, линий, ямок, часть линий нанесена черной краской. Первое впечатление от прорисовки: сидел на скучном собрании охотник и черкал каменным резцом, но в му- стье не было скучных собраний (до развитого социализма еще не дожили), да и графика не бессистемна. В ней выделяются три квадрата, ямки по 1, 2 и 3, параллельные линии, а в центре фигура, напоминающая оленя без головы, но с рогами. Черныш и Окладников увидели в фигуре настоящий рисунок.
Еще об одном мустьерском рисунке - контуре хищника семейства кошачьих, вырезанном в губчатой массе кости бизона,- сообщает А. С. Сытник; кость обнаружена в том же районе Приднестровья: стоянка Пропятин. При всех сомнениях в трактовке рисунка из Мо- лодова I и датировке кости из Пропятина проблема нижней границы искусства остается открытой, пока ее связывают с верхним палеолитом.
Приведенные факты, при всех трудностях их прочтения и фрагментарности, достаточны для некоторых выводов: в эпоху мустье как часть культуры развивается ее духовная сфера. Погребальный обряд, культ мертвых, святилища, знаки, геометрические (крест, круг, прямоугольник, шар) и числовые начала математики, знания о минералах, небесных светилах и, конечно, о животных и растениях - все это составные части духовного мира. Здесь истоки мифологического сознания, объединяющего в себе позитивные (научные) знания, религию, творчество (вплотную подошедшее в мустье к искусству или даже уже породившее его), этические нормы. Такая форма сознания свойственна человеку и существует до сих пор. Не смутное полузвериное, а подлинно человеческое предстает в тех миллионных долях уцелевшей культуры, которые извлекла археология из мустьерских слоев.
Контрольные вопросы Определите понятие «культура»? Что такое «артефакт»? Какие помните эпохи палеолита? Как датируются олдувай? Ашель? Мустье? Расскажите о поселениях Терра-Амата, Торральба. Какие еще помните ашельские
поселения? Как добывали медведей в районе Сочи в эпоху мустье? Что за памятник Тешик-Таш? Расскажите о нем. Чем примечательно поселение Молодова I? Расскажите о «медвежьих» пещерах, опишите Регурду. Расскажите о мустьерских погребениях. Шанидар - где это, что знаете о Шанидаре? Припомните, какие графические знаки оставили неандертальцы? Умели ли считать неандертальцы? Какое число предпочитали?


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная