Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - Педагогика
Учебные материалы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - Педагогика



Учебная дисциплина «Педагогика» общим объемом 144 часа изучается в течение 1 семестра на 1 курсе очной формы обучения.

Программой дисциплины предусмотрено проведение аудиторных занятий в количестве 36 часов, из них лекций – 18 часов, практических – 18 часов. На самостоятельную работу студентов отводится 108 часов, на интерактивные занятия – 8 часов. Дисциплина завершается экзаменом в 1 семестре.

Организационно-методический план

учебной дисциплины «Педагогика»

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Кол-во часов № семестров (по учебному плану) I. Аудиторная: лекции семинары …..практические занятия …..лабораторные работы ИТОГО: II. Внеаудиторная: курсовые проекты курсовые работы рефераты расчетно-графические работы контрольные работы домашние контрольные работы самоподготовка: самостоятельное изучение разделов проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. ……подготовка к экзамену другие виды внеаудиторной работы ИТОГО: III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) экз экз Общая трудоемкость дисциплины: 144 (4 ЗЕТ) 144 (4 ЗЕТ)

Структура учебно-методического комплекса дисциплины «Педагогика»

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения) 1 Программный элемент 1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Купчигина И.М. Педагогика. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru 2 Теоретический элемент 2.1 Учебник (основной) Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитар. центр Владос, 2003. – 2 Ч. Библиотека 2.2 Учебник(и) (дополнительные) Библиографический список приведен в РП Библиотека 3 Практический элемент 3.1 Практикум Не предусмотрен 3.2 Хрестоматия Не предусмотрена 4 Методико-технологический элемент 4.1 Методические рекомендации студенту и преподавателю по изучению дисциплины Приложение к рабочей программе

Тематический план учебной дисциплины

Наименование модулей, разделов и тем курса Количество часов Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа лекции лабора-торные практиче ские Модуль 1 Раздел I. Общие основы педагогики Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии Тема 2.Объект, предмет и функции педагогики Тема 3. Категориально-понятийный аппарат педагогики Тема 4. Структура педагогики как науки и ее связь с другими науками Раздел II. Целостный педагогический процесс как основной фактор развития и формирования личности Тема 1. Понятие о целостном педагогическом процессе, его закономерностях и принципах Тема 2. Понятие о педагогических системах. Виды педагогических систем Тема 3. Общая характеристика системы образования Тема 4. Сущность педагогического процесса и логика его построения Модуль 2 Раздел III. Методология и организация педагогических исследований Тема 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога Тема 2. Философские основания педагогики Тема 3. Методологические принципы педагогических исследований Тема 4. Организация и логика педагогического исследования Тема 5. Методы и методика педагогического исследования Модуль 3 Раздел IV. Аксиологические основы педагогики Тема 1. Аксиология. Аксиологический подход в педагогике Тема 2. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей Тема 3. Образование как общечеловеческая ценность ИТОГО:

Содержание теоретических разделов дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

МОДУЛЬ 1

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (5 часов)

Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии (1 час)

Возникновение педагогической профессии. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Тема 2.Объект, предмет и функции педагогики (2 часа)

Объект педагогики. Предмет педагогики. Задачи педагогики. Функции педагогики. Теоретическая функция. Технологическая функция (В.А. Сластенин).

Тема 3. Категориально-понятийный аппарат педагогики (1 час)

Понятийная система как инструмент познания. Категории педагогики: образование, воспитание, обучение, социализация, индивидуализация, педагогический процесс, педагогическая система, образовательная система, педагогическое взаимодействие и др. Ведущие понятия педагогики.

Тема 4. Структура педагогики и ее связь с другими науками (1 час)

Общая педагогика. Возрастная педагогика. История педагогики и образования. Частные методики. Коррекционная педагогика. Отраслевые педагогики. Этнопедагогика. Сравнительная педагогика.

Междисциплинарный характер педагогики. Философия и педагогика. Психология и педагогика. Физиология и педагогика. Медицина и педагогика. История и педагогика. Социология и педагогика. Педагогика и политология. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

РАЗДЕЛ II. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (4 часа)

Тема 1. Понятие о целостном педагогическом процессе, его закономерностях и принципах (1 час)

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Определение и характеристика целостного педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса.

Тема 2. Понятие о педагогических системах. Виды педагогических систем (1 час)

Понятие «система» и его значение для педагогики. Педагогическая система. Компоненты педагогической системы. Виды педагогических систем. Назначение педагогических систем.

Тема 3. Общая характеристика системы образования (1 час)

Институты образования. Типы институтов образования. Дошкольные образовательные учреждения. Общеобразовательные учреждения. Начальная школа. Основная школа. Специальные образовательные учреждения. Вечерние школы. Профессиональные образовательные учреждения. Дополнительные образовательные программы.

Тема 4. Сущность педагогического процесса и логика его построения (1 час)

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников. Системообразующие факторы педагогического процесса. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.Педагогическая ситуация. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.

МОДУЛЬ 2

РАЗДЕЛ III. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (6 часов)

Тема 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога (1 час)

Определение методологии. Методология науки. Дескриптивная методология. Прескриптивная методология. Философский уровень методологии. Общенаучная методология. Конкретно-научная методология. Технологическая методология. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Освоение методологической культуры педагогом.

Тема 2. Философские основания педагогики (1 час)

Философские направления методологии педагогики. Экзистенциализм. Неотомизм. Позитивизм. Неопозитивизм. Прагматизм. Диалектический материализм.

Тема 3. Методологические принципы педагогических исследований (1 час)

Общенаучные принципы методологии педагогики. Системный подход. Целостный подход. Личностный подход. Деятельностный подход. Полисубъектный подход. Культурологический подход. Аксиологический подход. Этнопедагогический подход. Антропологический подход.

Тема 4. Организация и логика педагогического исследования (1 час)

Технологический уровень методологии педагогики. Педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности. Фундаментальные, прикладные педагогические исследования. Педагогические разработки. Программа исследования. Критерии педагогического исследования. Логика и динамика исследовательского поиска.

Тема 5. Методы и методика педагогического исследования (2 часа)

Теоретические и эмпирические методы исследования. Методы педагогического исследования. Методы изучения педагогического опыта. Наблюдение. Методы опроса. Изучение документации. Эксперимент. Теоретический анализ. Математические методы. Статистические методы.

МОДУЛЬ 3

РАЗДЕЛ IV. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (3 ЧАСА)

Тема 1. Аксиология. Аксиологический подход в педагогике (1 час)

Идея ценности и ее развитие в общей аксиологии. Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике. Аксиологический подход в педагогике. Понятие о педагогической аксиологии. Основные понятия педагогической аксиологии.

Тема 2. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей (1 час)

Педагогическая ценность. Классификация педагогических ценностей. Ценности-цели. Ценности-средства. Ценности-отношения. Ценности-качества. Ценности-знания. Ценностные ориентации.

Тема 3. Образование как общечеловеческая ценность (1 час)

Понятие образования в качестве общечеловеческой ценности. Образование и его аксиологическая функция.

Содержание практических разделов дисциплины «ПЕДАГОГИКА»

МОДУЛЬ 1

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (5 часов)

Семинар 1

Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии (1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение педагогической профессии.

2. Общая характеристика педагогической профессии.

3. Профессиональная деятельность и личность педагога.

4. Общая и профессиональная культура педагога.

5. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

6. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 2

Тема 2.Объект, предмет и функции педагогики (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Объект педагогики.

2. Предмет педагогики.

3. Задачи педагогики.

4. Функции педагогики. Теоретическая функция. Технологическая функция (В.А. Сластенин).

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 3

Тема 3. Категориально-понятийный аппарат педагогики (1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Понятийная система как инструмент познания.

2. Категории педагогики: образование, воспитание, обучение, социализация, индивидуализация, педагогический процесс, педагогическая система, образовательная система, педагогическое взаимодействие и др.

3. Ведущие понятия педагогики.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 4

Тема 4. Структура педагогики и ее связь с другими науками (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Общая педагогика.

2. Возрастная педагогика.

3. История педагогики и образования.

4. Частные методики.

5. Коррекционная педагогика.

6. Отраслевые педагогики.

7. Этнопедагогика.

8. Сравнительная педагогика.

9. Междисциплинарный характер педагогики. Философия и педагогика.

10. Психология и педагогика. Физиология и педагогика.

11. Медицина и педагогика. История и педагогика.

12. Социология и педагогика. Педагогика и политология. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Литература

1.Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4.Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

6.Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7.Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8.Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9.Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

РАЗДЕЛ II. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (4 часа)

Семинар 5

Тема 1. Понятие о целостном педагогическом процессе, его закономерностях и принципах (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.

2. Определение и характеристика целостного педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса.

3. Закономерности целостного педагогического процесса.

4. Принципы целостного педагогического процесса.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 6

Тема 2. Понятие о педагогических системах. Виды педагогических систем (1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «система» и его значение для педагогики. Педагогическая система.

2. Компоненты педагогической системы. Виды педагогических систем. Назначение педагогических систем.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 7

Тема 3. Общая характеристика системы образования (1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Институты образования.

2. Типы институтов образования. Дошкольные образовательные учреждения. Общеобразовательные учреждения. Начальная школа. Основная школа. Специальные образовательные учреждения. Вечерние школы. Профессиональные образовательные учреждения. Дополнительные образовательные программы.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 8

Тема 4. Сущность педагогического процесса и логика его построения (1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система.

2. Педагогический процесс как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников.

3. Системообразующие факторы педагогического процесса. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.Педагогическая ситуация. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

МОДУЛЬ 2

РАЗДЕЛ III. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (6 часов)

Семинар 9

Тема 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога (1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Определение методологии. Методология науки. Дескриптивная методология. Прескриптивная методология.

2. Философский уровень методологии. Общенаучная методология. Конкретно-научная методология. Технологическая методология.

3. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Освоение методологической культуры педагогом.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 10

Тема 2. Философские основания педагогики (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Философские направления методологии педагогики.

2. Экзистенциализм.

3. Неотомизм.

4. Позитивизм. Неопозитивизм.

5. Прагматизм. Диалектический материализм.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 11

Тема 3. Методологические принципы педагогических исследований (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Общенаучные принципы методологии педагогики.

2. Системный подход.

3. Целостный подход.

4. Личностный подход.

5. Деятельностный подход.

6. Полисубъектный подход.

7. Культурологический подход. Аксиологический подход.

8. Этнопедагогический подход.

9. Антропологический подход.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 12

Тема 4. Организация и логика педагогического исследования (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Технологический уровень методологии педагогики.

2. Педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности. Фундаментальные, прикладные педагогические исследования. Педагогические разработки.

3. Программа исследования.

4. Критерии педагогического исследования. Логика и динамика исследовательского поиска.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 13

Тема 5. Методы и методика педагогического исследования (2 часа)

Вопросы для обсуждения.

1. Теоретические и эмпирические методы исследования.

2. Методы педагогического исследования. Методы изучения педагогического опыта. Наблюдение. Методы опроса. Изучение документации. Эксперимент. Теоретический анализ. Математические методы. Статистические методы.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

МОДУЛЬ 3

РАЗДЕЛ IV. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (3 ЧАСА)

Семинар 14

Тема 1. Аксиология. Аксиологический подход в педагогике (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Идея ценности и ее развитие в общей аксиологии.

2. Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике.

3. Аксиологический подход в педагогике. Понятие о педагогической аксиологии.

4. Основные понятия педагогической аксиологии.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 15

Тема 2. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Педагогическая ценность.

2. Классификация педагогических ценностей. Ценности-цели. Ценности-средства. Ценности-отношения. Ценности-качества. Ценности-знания. Ценностные ориентации.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.

Семинар 16

Тема 3. Образование как общечеловеческая ценность (1 час)

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие образования в качестве общечеловеческой ценности.

2. Образование и его аксиологическая функция.

Литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования / М.В. Богуславский. – М. : ПЕР СЭ, 2002.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

4. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчества / Г.И. Гайсина // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2001.– № 4. – С. 128–135.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

10. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов : в 2 ч. – М.: Гуманитар. изд.цент ВЛАДОС, 2003.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная