Определение термина «тантра» - 2
Учебные материалы


Определение термина «тантра» - 2



Авалокитешвара или Тара, представляя в ходе практики, что они обладают пробуждёнными характеристиками телесного проявления, коммуникации, умственной деятельности, благими качествами и активностью, присущими этим образам. Выражаясь точнее, хотя поток аспектов природы будды практикующего всё ещё частично не очищен, являясь тантрой пути, он сознательно связывает или смешивает этот поток с представляемым в ходе практики потоком полностью очищенных аспектов медитативных образов будд. Даже если практикующий ещё не полностью постиг образ существования явлений, медитативное представление своих частично не очищенных аспектов природы будды, проявляющихся в виде полностью очищенных аспектов медитативных образов будд, есть общий тантрийский метод устранения загрязняющих вечно длящийся поток аспектов природы будды от преходящих периодов заблуждения и обусловленных им склонностей.
Говоря вкратце, аспекты природы будды — это одни и те же аспекты независимо от того, проявляются они как тантры основы, пути или плода. Поток сознания всегда проявляется через тот или иной физический облик, передачу некой информации и умственную деятельность, а также через проявление в той или иной степени благих качеств и определённой активности. Единственное отличие заключается в степени переплетения потока аспектов природы будды с ограничивающими их проявление потоками различных уровней заблуждения и связанных с ним склонностей.
Итак, согласно традициям ньингма и кагью основным смыслом тантры является переплетение потоков аспектов природы будды, рассматриваемых в перспективе основы, пути и плода для выработки ткани-метода достижения пробуждения. В более узком смысле тантра учит методам работы с аспектами природы будды, проявляющимися как тантра пути для очищения потока аспектов природы будды, проявляющихся как тантра основы, — чтобы они в конечном счёте проявились как вечно длящиеся потоки тантр плода. В практике тантры эта трансформация осуществляется благодаря связыванию потоков неочищенных аспектов природы будды с потоками их очищенного состояния, символизируемыми просветлёнными аспектами медитативных образов будд.
Толкование с точки
зрения традиции сакья
Объяснение смысла тантры традицией сакья базируется на Хеваджра-тантре — тексте высшего класса тантр. Это толкование проливает свет на связь между медитативными образами будд и обычными существами, которая позволяет объединить их соответствующие характеристики в ходе тантрической практики.
Тема, рассматриваемая исключительно в высших классах тантры, — это поток ясного света (ум ясного света), тончайший уровень потока нашего сознания. Во всех потоках сознания присутствует восприятие явлений на уровне ясного света, который, будучи совершенной природой будды, наделяет их глубочайшей, вечно длящейся непрерывностью. Более грубые уровни восприятия явлений, как, например, те, на которых происходит чувственное восприятие и рассудочное мышление, в действительности не переходят, без перерыва, из одной жизни в другую. Более того, они навсегда прекращаются с достижением просветления. Непрерывно течёт лишь поток сознания на уровне ясного света, даже после достижения нами состояния будды. Если уподобить живых существ радиоприёмникам, то можно сказать, что более грубые уровни их потоков сознания подобны звучащим по радио программам различных радиостанций, в то время как потоки сознания уровня ясного света подобны простой «включённости» радиоприёмника. Однако здесь нет полной аналогии. Радиоприёмник можно выключить, а поток сознания никогда не прекращает своего течения.
Безотносительно к уровню, на котором оно происходит, простое индивидуальное субъективное восприятие явлений подразумевает возникновение проявлений объектов (ясность) и умственное взаимодействие с ними (осознанность). Другими словами, индивид воспринимает не сами внешние объекты, но их проявления или умственные образы, возникающие как часть акта восприятия. В данном случае под проявлениями понимается не только визуальный облик явлений, но также связанные с ними звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения, точно так же как и мысли о них. Западная наука описывает тот же процесс с точки зрения физики. Воспринимая те или иные явления, индивид на самом деле познаёт не внешние объекты, но лишь комплексы электрохимических импульсов, которые представляют объект в нервной системе и головном мозге. Хотя все уровни восприятия явлений подразумевают возникновение соответствующих видимостей, поток ясного света есть действительный источник, порождающий все видимости.
«Находиться в умственном взаимодействии с проявлениями» означает видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, осязать или думать о них или же испытывать какие-то эмоции по отношению к ним. Умственное взаимодействие может быть подсознательным или даже бессознательным. Далее, порождение проявлений и умственное взаимодействие с ними — это два разных способа описания одного и того же явления. Возникновение мысли и её «обдумывание» — на самом деле одно и то же умственное событие. Дело не обстоит так, что сначала возникает мысль, а потом кто-то её «думает»: два умственных события происходят одновременно, поскольку это всего лишь два разных описания одного и того же явления.
Объясняя смысл тантры, традиция сакья заостряет внимание на одном из аспектов природы будды, а именно, на вечно длящейся последовательности моментов внутренне присущей потоку сознания ясного света способности порождать проявления из самого себя. Эти проявления порождаются спонтанно, непроизвольно и неосознанно. Человек может произвольно посмотреть на какой-либо объект, но, когда он видит его, проявление объекта не является конструкцией, преднамеренно созданной потоком сознания ясного света. Более того, проявления, порождаемые потоком ясного света, могут относиться как к физической основе потока — телу воспринимающего субъекта, — так и к любому другому воспринимаемому объекту.
Смысл здесь в том, что порождение проявлений — единый процесс, осуществляющийся на двух нераздельных уровнях: грубом и тонком. «Нераздельно» (dbyer-med) означает, что если достоверно присутствует один уровень, то с необходимостью наличествует и другой. В этом контексте грубые проявления — суть проявления обычных существ и их окружения; тонкие проявления — суть медитативные образы будд и их окружение.
Обычных существ и медитативные образы будд можно уподобить различным квантовым уровням потока ясного света. Элементарные частицы имеют несколько квантовых уровней энергии, на каждом из которых могут происходить их колебания. В любой конкретный момент уровень, на котором происходят колебания частицы, может быть определён с той или иной степенью вероятности: никто не может с уверенностью сказать, что колебания частицы происходят только на каком-то одном уровне, а не на другом. Действительно, согласно квантовой механике, колебания частицы могут происходить на нескольких уровнях одновременно. Подобным же образом, поскольку уровень, на котором проявляется в каждый конкретный момент поток ясного света, может быть установлен лишь с той или иной долей вероятности, нельзя сказать, что в определённый момент индивидуум обладает только каким-то одним проявлением, а не другим.
Вечно длящийся поток умственной деятельности, порождающий эту имманентно связанную пару проявлений, может быть неочищенным, частично очищенным или полностью очищенным — в зависимости от сопровождающего этот поток потока моментов заблуждения и связанных с ним склонностей. Процесс очищения этого аспекта природы будды посредством практики, связанной с медитативными образами будд, в результате которого превращается в вечный поток проявлений, полностью свободный от каких бы то ни было периодов присутствия заблуждения и связанных с ним склонностей, и есть основополагающее содержание тантры согласно учению школы сакья.
Толкование в традиции гелуг
Раскрывая смысл тантры как вечно длящейся непрерывности, традиция гелуг следует поздней Гухьясамаджа-тантре. Основной аспект природы будды, на котором здесь делается акцент, — это пустота (пустотность) потока сознания — отсутствие его существования невозможными способами. Умственные потоки не существуют как изначально загрязнённые и наделённые внутренне присущими им изъянами. Они не существовали в таком качестве никогда в прошлом и никогда не будут существовать подобным образом в будущем. Поток сознания не сопровождается никакими вечно длящимися потоками изначально присущих ему характеристик, которые сами по себе сообщали бы ему такой невозможный способ существования. Поскольку полное отсутствие таких потоков имеет место всегда, практикующие, полностью осознав этот факт, могут пресечь потоки заблуждения и связанных с ним склонностей так, что они перестанут сопровождать течение их потока сознания, а аспекты их природы будды смогут полностью проявиться в качестве пробуждённых характеристик просветлённого существа. Поскольку умственные потоки, будучи вечно длящимися, наличествуют всегда, всегда наличествует и их пустотность как фактор, делающий возможными очищение и преображение.
Метод очищения относится к различным стадиям практики с медитативными образами будд. В противоположность обычным людям эти образы будд не рождаются из утробы, не стареют и не умирают. Поскольку они всегда присутствуют в одной и той же форме, медитация на них может образовать вечно длящийся поток. Результатом очистительного процесса и является вечно длящийся поток состояния будды.
Говоря вкратце, посредством вечно длящегося потока медитативной практики единения с медитативными образами будд практикующие тантру обретают вечно длящийся поток состояния будды, основанный на всегда присутствующем факте пустотности их умственного потока. Поскольку практика тантры подразумевает самопорождение в образе будд, что сходно с плодом практики, то есть пробуждением, тантра называется Колесницей плода.
Резюме
Основная тема тантры — вечно длящиеся потоки, связанные с потоком сознания. Эти потоки включают такие аспекты природы будды, как основополагающие благие качества, восприятие явлений на уровне ума ясного света, порождение им самопроявлений и его пустотность. В эти непрерывные потоки также включены медитативные образы будд и состояние пробуждённости. Четыре традиции тибетского буддизма разъясняют, как последовательности моментов этих вечно длящихся потоков разным образом переплетаются, выступая в роли потоков основы, пути и плода. Все они согласны в том, что тантра использует путь практики с медитативными образами будд для очищения основы, которое ведёт к достижению состояния просветления, являющегося плодом практики. Согласны они и в том, что разнообразные физические атрибуты медитативных образов будд играют роль многоуровневых символов и представляют собой канву, в которую вплетаются различные положения практик уровня сутры. Итак, термин «тантра» относится к этой «сложнопереплетённой» тематике, а также к тем текстам, в которых она излагается.
Дзогчен (rdzogs-chen, великое совершенство) — это продвинутая система махаянских практик, ведущая к пробуждению. Преимущественно эта система встречается в традициях ньингма и бон, но она также присутствует в качестве дополнительной практики и в некоторых традициях кагью — таких как другпа, дрикунг и карма кагью. Давайте поговорим здесь о принципах дзогчен согласно формулировкам, принятым в школе ньингма.
Для того чтобы достичь просветления, мы должны навсегда устранить два разряда омрачений: беспокоящие эмоции и воззрения, препятствующие освобождению (nyon-sgrib), а также омрачения, относящиеся к познанию, препятствующие всеведению (shes-sgrib). Эти омрачения являются для нас причинами страдания неконтролируемого циклического существования (samsara) и неспособности наилучшим образом помогать другим. Впрочем, эти омрачения преходящи (glo-bur); они просто скрывают сущностную природу (ngo-bo), ограничивая его деятельность. В своей сущности ум (умственная деятельность) изначально чист от преходящих, поверхностных загрязнений. Это — важный аспект присущей ему природы будды.
Говоря в общем, для того чтобы удалить оба разряда омрачений, необходимы бодхичитта и неконцептуальное постижение пустотности (stong-nyid; санскр. shunyata) — естественного отсутствия в уме преходящих загрязнений и отсутствия у него невозможных способов существования (таких как обладание загрязнённой природой). Бодхичитта — это ум и сердце, направленные к просветлению с намерением достигнуть его и, таким образом, принести как можно большее благо всем живым существам. Для устранения омрачений требуется также выйти на наиболее благоприятный для осуществления этого удаления уровень ума (или умственной деятельности). Практика дзогчен и призвана вывести нас на этот уровень.
Сем и ригпа
Умственная деятельность происходит на двух уровнях — ограниченной осознанности (sems) и чистой осознанности (rig-pa). Поскольку многие западные ученики уже знакомы с тибетской терминологией, то давайте пользоваться ею, чтобы упростить изложение.
 Сем — это умственная деятельность, ограниченная преходящими загрязнениями.
 Ригпа — это умственная деятельность, свободная от любых омрачающих преходящих загрязнений (пустая).
Сем может быть как концептуальным, так и неконцептуальным, но в обоих случаях он является загрязненным. Ригпа же бывает только неконцептуальным — он чище, чем неконцептуальный сем, и никогда не бывает омрачён загрязнениями как первого, так и второго вида.
Поскольку умственная деятельность — как ограниченная, так и чистая — по своей природе лишена преходящих загрязнений, ригпа является естественным состоянием сем. Таким образом, ригпа, по своей сущностной природе лишённый любых загрязнений, может рассматриваться как основа каждого момента нашего процесса познания.
Таким образом, дзогчен — это основанный на бодхичитте и неконцептуальном постижении пустотности метод практики, позволяющей нам распознать ригпа и всегда пребывать на этом уровне умственной деятельности, свободном от каких бы то ни было омрачений. Это открывает дорогу для беспрепятственного функционирования «великого совершенства» всех просветлённых качеств ригпа (дзогчен), позволяющего приносить пользу другим живым существам.
Параллели
с не-дзогченовскими системами
Не-дзогченовские системы гелуг, сакья и кагью разделяют ум или умственную деятельность на три уровня:
(1) Грубая умственная деятельность — это чувственное познание, которое всегда неконцептуально.
(2) Тонкая умственная деятельность включает как концептуальное, так и неконцептуальное познание.
(3) Тончайший уровень умственной деятельности, который лежит в основе всякой активности ума, это ясный свет (’od-gsal), он по определению неконцептуален, но более тонок, нежели грубый и тонкий неконцептуальные уровни умственной деятельности.
Сутра и низшие классы тантр задействуют для постижения пустотности тонкую умственную деятельность. Только ануттара-йога — наивысший класс тантры — выходит на уровень умственной деятельности ясного света и использует его для этой цели.
Подобно этому, практики сутры и низших классов тантры в системе ньингма для постижения пустотности задействуют сем. Только дзогчен выходит на уровень ригпа и задействует его для этой цели.
Не-дзогченовские системы говорят, что тончайший ум ясного света проявляется в момент смерти. Нечто подобное на миг можно испытать в момент оргазма, засыпания, обморока, чихания или зевания. В такие моменты наиболее грубые энергии-ветры (тиб. rlung; санскр. prana), являющиеся опорой для грубой и тонкой умственной деятельности, на время прекращаются (растворяются), останавливая таким образом эти два уровня умственной деятельности, и позволяют проявиться уровню ясного света.
Однако, чтобы взять под уверенный контроль умственную деятельность ясного света, требуется, выйти на этот уровень в медитации. Мы осуществляем это, растворяя энергии-ветры посредством работы с тонкой энергетической системой нашего тела в ходе практик


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная