Равновесие совершенно-конкурентной фирмы в долгосрочном периоде - Производство
Учебные материалы


Равновесие совершенно-конкурентной фирмы в долгосрочном периоде - Производство



В долгосрочном периоде, также как и в краткосрочном, фирма исходит из задачи максимизации прибыли. Для этого она может изменить все факторы, изменив свой размер. При заданной цене ее прибыль будет увеличиваться до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет обходится дешевле предыдущей. В этом случае размеры предприятия и связанный с ним объем продукции можно увеличить. В противном случае - сократить. Поэтому исходным условием долгосрочного равновесия совершенно-конкурентной фирмы, также как и краткосрочного будет равенство предельных издержек цене (предельному доходу). С той лишь разницей, что имеются в виду долгосрочные издержки: LMC = MR (P).

В долгосрочном периоде в условиях совершенно-конкурентного рынка действующие убыточные фирмы вынуждены покинуть отрасль. Если же фирмы данной отрасли зарабатывают экономическую прибыль, появляется мотив входа в эту отрасль у новых фирм.

Если в краткосрочном периоде фирма может работать как с прибылью, так и с убытками, то в долгосрочном убыточная фирма вынуждена будет уйти с рынка. С другой стороны, долгосрочный период позволяет появиться в данной отрасли новым фирмам. Таким образом, в долгосрочном периоде число фирм на рынке может как уменьшаться (в случае ухудшения конъюнктуры), так и увеличиваться (в случае ее улучшения). При этом на пути новых фирм не встают барьеры ни юридического, ни экономического, ни административного характера. Это не только отсутствие всякого рода сговоров, но лицензий, патентов, дефицита ресурсов и т.п. Аналогично отсутствуют барьеры и на пути выхода из отрасли любого предприятия, если таковое хочет свернуть свое производство или перенести его в любой другой регион.

Поэтому если фирма прибыльна, ее производство становится привлекательным для других предприятий. На рынок данного товара приходят новые фирмы, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Предложение увеличивается, конкуренция усиливается. Чтобы успешно продавать, данное предприятие вынуждено снижать цены, в результате чего прибыль снижает-ся, а приток конкурентов уменьшается. Если цены станут ниже издержек, фирмы начнут нести убытки и покидать отрасль. В результате конкуренция ослабеет, предложение сократится, а цены возрастут, в результате чего фи-мы получат возможность зарабатывать прибыль.

В условиях совершенной конкуренции рыночные силы устанавливают цену на уровне, равном минимуму долгосрочных средних издержек. При такой цене каждая фирма зарабатывает нормальную прибыль, отсутствует мотивация для входа на рынок новых фирм.

Процесс входа и выхода прекратится только тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. У фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула для выхода из дела, а у других фирм нет заинтересованности для входа в дело.

Экономическая прибыль будет отсутствовать при условии совпадения цены с минимумом долгосрочных средних издержек, то есть характеристики фирмы как фирмы "предельного" типа. Таким образом, главным условием, определяющим равновесие фирмы в долгосрочном периоде, является равенство цены минимальному значению средних долгосрочных издержек:

P = min LAC

В нашем примере (таблица 3) равновесие долгосрочное равновесие наступит тогда, когда рыночная цена снизится с 500 руб. до 388 руб. (величина минимальных средних издержек). Важно, что в этом случае автоматически соблюдается условие краткосрочного равновесия - равенство предельных издержек цене. То есть фирма не имеет побудительных мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия - заданной величине постоянных затрат. При этом, размер предприятия является оптимальным: фирма производит при минимальном значении долгосрочных средних издержек.

Графической иллюстрацией долгосрочного равновесия совершенно-конкурентной фирмы является ситуация, когда кривые краткосрочных и долгосрочных средних издержек, совпадая в точках минимальных значений, касаются линии цены (рис. 6).

Таким образом, условие долгосрочного равновесия включает:

· условие краткосрочного равновесия: МС = MR (Р);

· оптимизацию эффекта масштаба - достижению долгосрочными средними издержками минимального значения: LAC - min.

Реализация условий равновесия совершенно-конкурентной фирмы в долгосрочном периоде предопределяет эффективность данной рыночной структуры:

· самый низкий уровень рыночной цены, определяемый для покупателя величиной предельных издержек;

· оптимальное распределение ресурсов, так как равновесный объем соответствует минимальным средним издержкам.

Однако, как бы ни был привлекателен совершенно-конкурентный ры-нок для покупателя, его полная реализация на практике невозможна. Кроме того, у совершенно-конкурентного рынка есть существенный недостаток - отсутствие разнообразия.

"Рыбы в море поступают как люди на земле:
большие поедают малых".
У. Шекспир


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная