Семье материалы международной научно-практической конференции г. Минск, 28-29 ноября 2007г. Минск бгпу 2008 ббк 316. 6 - 17 Наши планы: Г.Е. Смотрицкая, В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ И ИХ РЕШЕНИЕ
Учебные материалы


Семье материалы международной научно-практической конференции г. Минск, 28-29 ноября 2007г. Минск бгпу 2008 ббк 316. 6 - 17




Наши планы:



  • Создать сайт, содержащий информацию об особенностях и возможностях развития

  • детей с синдромом Дауна для родителей и специалистов.

  • Инициировать создание центра консультативной помощи на базе общеобразовательных школ или ЦКРОиР для обучения родителей лучшему взаимодействию с ребенком с синдромом Дауна.

  • Подготовить условия для создания инновационной площадки по включению детей с синдромом Дауна в единую образовательную среду.

  • Активно освещать успехи людей с синдромом Дауна средствами массовой информации и на страницах Интернета.

  • Создать видеоролик о позитивных успехах интеграции детей с синдромом Дауна в обычную образовательную среду.

  • Разработать проект рекламы на телевидении и в общественных местах по формированию толерантности к людям с синдромом Дауна.

  • Переводить и издавать имеющуюся зарубежную литературу об обучении и интеграции детей с синдромом Дауна в массовых школах.

  • Привлекать общественное мнение к общечеловеческой ценности людей с синдромом Дауна, подготавливая почву для их самостоятельного функционирования в дальнейшем.

Г.Е. Смотрицкая,


методист управления воспитательной и идеологической работы
НМУ «Национальный институт образования»
Министерства образования, г.Минск

ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ


В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ И ИХ РЕШЕНИЕ


В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Основы представлений ребенка о гендерных различиях закладываются в процессе воспитания в семье. Так, двухлетние дети способны различать свой пол и пол других людей, они выбирают гендерно типичные игрушки и игры и предпочитают общаться с детьми одного с ними пола. При этом зачастую большинство дошкольников еще не осознает, что характеристики, соотносимые с одним из полов (выбор занятий, игрушек, игр, прически и одежды) не всегда предопределяют биологический пол человека. Зачастую дети испытывают определенные трудности с пониманием того, что различия между мужчинами и женщинами коренятся в особенностях их физиологии и воспитания при возможном множестве других сходств. В пять лет дети начинают более гибко оценивать людей и понимают, что качества, ассоциируемые с представителями разных полов, скорее возможные, нежели обязательные. В 6-7 лет дети достигают гендерной константности: ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчиной и женщиной, у него проявляется повышенное внимание к гендерным моделям поведения, особенно представителей собственного пола, в первую очередь родителей. К достижению возраста 11 лет представления о гендере становятся все более системными и могут быть сопоставимы с представлениями взрослых. Причем эти представления в целом соответствуют наиболее распространенным в обществе гендерным стереотипам. Так, мужчины воспринимаются как доминирующие, агрессивные, независимые и стремящиеся к соревновательности; женщины — как нежные, сочувствующие, готовые помочь и обладающие хорошими манерами, причем в целом оценка женского пола более позитивная.
Дети младшего возраста получают более прямое и целенаправленное гендерное воспитание в семье путем создания различной воспитательной среды для мальчиков и девочек, что проявляется в следующих аспектах взаимоотношений родителей и детей: степень свободы, предоставляемой детям; стереотипы, разделяемые родителями относительно способностей их детей; особенности речи родителей по отношению к мальчикам и девочкам; внимание родителей к детям одного/ не одного с ними пола и др.
Выделяется ряд проблем социализации подрастающего поколения в семье, связанных, прежде всего, с традиционными моделями, принятыми в нашем обществе. В частности, воспитание детей преимущественно матерью (причем, это справедливо не только для неполных семей, но и тех, в которых оба супруга проживают совместно) едва ли может в полной степени подготовить ребенка к взрослой жизни. Доказано, «что с целью успешной половой идентификации мальчика, т.е. развития его по мужскому типу, необходимы широкое и продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, чтобы мальчик осваивал именно мужские формы поведения и способы решения проблем. Сексуальность сына и его последующее отношение к женщине закладывается в первую очередь отцом. Подросток формируется как член общества благодаря положительному влиянию отца. Именно отец стимулирует в сыне формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность» [1; с. 212-213]. При этом влияние отца значительно сказывается не только на дальнейшей судьбе мальчиков, но и девочек. «Отец формирует в своей дочери уверенность в себе как женщине. Установка на стабильную семью формируется у девочек, в семьях которых родители также смогли создать стабильную семью, основанную на любви отца к матери. В поиске своего близкого человека девушки из таких семей будут ориентироваться прежде всего на то, чтобы молодой человек проявлял к ним истинные любовные чувства. Чувство долга и ответственности перед своей семьей и детьми формируется у дочери именно отцом (или другим мужчиной, который живет в семье)» [1; с. 213-214]. Отстранение отца от воспитания детей в семье по ряду причин может иметь множество негативных последствий, в том числе отсутствие у детей математических и технических способностей, несклонность к логическому анализу.
В большинстве культур роли супругов в семье различны по своему характеру: мужская (инструментальная) состоит в добывании материальных благ, женская (экспрессивная) - создании уюта и благоприятного микроклимата в семье. В случае появления ребенка это символическое разделение сохраняется: отец чаще всего осуществляет свое участие в воспитании посредством создания материальной базы для развития ребенка, обеспечения возможности получить качественное образование, в то время как мать непосредственно заботится о детях и воспитывает их. Различия в роли матери и отца проявляются в таких аспектах, как ответственность за ребенка; поведение в гендерно-типичной манере; различие моделей взаимоотношений с дочерью и сыном; усиление или ослабление половой конвергенции с ребенком. По степени вовлеченности родителей в процесс воспитания ребенка выделяются 3 типа взаимоотношений: взаимодействие (прямые контакты с ребенком, ежедневные действия по заботе о нем и управление его активностью); присутствие (наблюдение за ребенком без контактов и взаимодействия с ним); ответственность (родитель вселяет уверенность в ребенка, мобилизует его внутренние ресурсы, заботится о его здоровье) [2]. Как указывает Т.В. Бендас, «соотношение вовлечения матерей и отцов по указанным видам следующие: по присутствию — 2:1, по взаимодействию — 3:1, а по ответственности — 10:1» [2; с. 320].
Активное участие мужчины в жизни ребенка формирует у него следующие социально значимые качества: альтруизм, дисциплинированность, общительность, обязательность, открытость, отсутствие боязни незнакомых людей, психологическая стабильность, уверенность в себе, чувство долга. Мальчики, лишенные внимания отца, испытывают сложности в формировании внутреннего образа мужчины, им приходится искать образец для подражания в ближайшем окружении либо на стороне. Имеющийся дефицит маскулинных образцов в семье затем скорее усугубляется, нежели восполняется в детских дошкольных учреждениях, в школе, что представляет достаточно серьезную проблему, которая если не может быть решена путем стимулирования отцов для участия в воспитании детей, привлечения мужчин-педагогов для занятий с детьми, то, по крайней мере, требует корректного и грамотного восприятия педагогов.
Решение подобных проблем в социально-психологической работе с семьей возможно лишь при условии ориентации обоих родителей на партнерские взаимоотношения в воспитании детей, стимулировании активности отцов, посредством привлечения их к культурно-массовым и спортивным мероприятиям, создания клубов отцов и т.п. Особое внимание педагогов и психологов должно быть уделено детям, воспитывающимся в неполных семьях. С матерями и отцами, воспитывающим детей данной категории, должно проводиться консультирование по вопросам воспитания. В частности, матерям, воспитывающим детей обоего пола без отца, с целью формирования у ребенка позитивных представлений о качествах и поведении мужчин в бытовой, социальной и др. сферах может быть рекомендовано поощрять его общение с родственниками-мужчинами, посещение секций, кружков и т.п., руководство которыми осуществляется мужчинами.
Только интеграция усилий родителей, педагогов и психологов может содействовать позитивной социализации личности как представителя своего пола, формированию ценностного отношения к созданию полноценной семьи.

Литература


1. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности /
Н.В. Самоукина. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с: ил. - (Серия
«Учебное пособие»).
2. Бендас, Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас.
-СПб.: Питер, 2005.-431с.

Е.В. Степанец,


врач- невролог детской поликлиники УЗО Полоцкая ЦГБ,
председатель правления ОО «Ассоциация родителей,
имеющих детей-инвалидов «Струмок», г. Полоцк

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОВРАЩЕНИЯ ОТКАЗА


ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОПФР) В УЗО


ПОЛОЦКАЯ ЦГБ


Самое великое чудо вселенной - это рождение ребенка.
Счастье, если малыш рождается здоровым, и его семья психологически и материально готова к его рождению.
В 2006 году в г. Полоцке и Полоцком районе наблюдалось

914

детей первого года жизни, из них в структуре заболеваемости новорожденных

118

ребенка имели «отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде», к которым относятся недоношенность, энцефалопатия новорожденного, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных, внутриутробная пневмония;

25

детей родились с врожденными пороками.
Даже физиологически протекающие беременность и роды являются для матери и ребенка стрессом, в результате которого они приспосабливаются к новым условиям своего существования. Причем, при рождении здорового малыша, во многом оправдываются ожидание его семьи и дальнейшее существование матери и ребенка достаточно прогнозируемо.
Если ребенок рождается с особенностями психофизического развития (ОПФР), то переживание матерью факта рождения больного ребенка зависит от зрелости её личности, уровня образования, эмоционально-чувственного состояния. Эти переживания усугубляет то, что мать в родильном доме в первые дни жизни ребенка находится одна, и из-за неукоснительного соблюдения правил санитарно-противоэпидемического режима, лишена помощи и поддержки родных и близких ей людей.
В моей практике был случай, когда семья знала, о рождении ребенка с болезнью Дауна, и сознательно пошли на это из-за своих религиозных убеждений. В этой семье сообщение врача о рождении больного ребенка было принято эмоционально спокойно, и вопрос об отказе от ребенка даже не рассматривался.
В большинстве случаев рождение больного ребенка воспринимается матерью как катастрофа, крушение всех надежд, связанных с его рождением и связанным с этим пересмотром планов дальнейшей жизни. По этому, очень важно, при сообщении матери о рождении больного ребенка не только констатировать факт этого, но и обязательно в этот момент сообщить матери о возможностях, в соответствии с уровнем развития современной науки (медицины, педагогики, социологии), лечения и реабилитации больного ребенка.
Кроме традиционных методов реабилитации нельзя не упомянуть и о общественных объединениях родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
ОО «Ассоциация родителей, имеющих детей-инвалидов «Струмок» г. Полоцка создана в 1991 году, объединяет родителей, воспитывающих детей с ОПФР, в настоящее время насчитывает 157 семей. Основная цель деятельности Ассоциации «Струмок»— социальная адаптация семей, воспитывающих детей с ОПФР и имеющих тяжелые хронические заболевания. Во многом это осуществляется с помощью групп взаимопомощи родителей.
При ОО «Ассоциация родителей, имеющих детей-инвалидов «Струмок» г. Полоцка работают следующие группы взаимопомощи: «Сахарный диабет», «Слабослышащие», «Нарушения опорно-двигательного аппарата», «Гидроцефалия», «Болезнь Дауна». Объединение родителей в эти группы во многом являются формальными, важно, что они знают о существовании друг друга, часто созваниваются, иногда решают общие проблемы.
В частности, в настоящее время при поддержке зарубежных партнеров Круга друзей г. Полоцка во Фридрихсхафене (Германия), реализуется проект помощи слабослышащим детям «Послушай-ка»: приобретен и передан детской поликлинике г. Полоцка современный аудиометр, решается проблема обеспечения слабослышащих детей современными слуховыми аппаратами.
Существование общественных объединений и групп взаимопомощи родителей, воспитывающих детей с ОПФР, помогают семьям, воспитывающим «особенных» детей адаптироваться к сложной жизненной ситуации, быть более открытыми для общения, учиться обговаривать и правильно формулировать свои проблемы и в конечном счёте их решать.

О.В. Стефанович,


заведующая отделением психологической помощи и реабилитации
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения
Партизанского района», г.Минск

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении выпускников учреждений образования для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение их социальной защищенности, как результата реализации социальной защиты и адаптации
Анализ нормативных документов позволяет определить социальную защиту, как систему, представляющую единство государственной, общественной, психолого- педагогической, семейной защит и самозащиту личности. Поэтому необходимо межведомственное сотрудничество для осуществления преемственности данной категории лиц из учреждений образования в центры социального обслуживания, целью которого является создание условий для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на обеспечение выживания, развития и активного участия выпускников в жизни общества.
Исходя из этого, социально психологическое сопровождение на переходном и последующем этапе выпускников продолжается в ТЦСОН в отделении психологической помощи и реабилитации, обеспечивая их необходимыми условиями, гарантирующими жизнь, здоровье, жилье, дальнейшее образование, работу, участие в общественной жизни общества, поддержка в кризисные периоды жизни.
Анализ обращений за помощью выпускников в отделение ТЦСОН Партизанского района г. Минска позволил выявить ряд проблем и трудностей, встречающихся на жизненном пути в постинтернатный период:
1. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве, так как зачастую выпускник не может сформировать модель самостоятельной жизни, психологически не готов к ней.
2. Отмечается большой показатель хронических заболеваний у лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, низкий уровень мотивации о заботе собственного здоровья.
3. Наиболее острая проблема- с жильем. Многие выпускники вынуждены возвращаться к родителям, ведущим паразитический, аморальный образ жизни. Несвоевременно выделяется жилье, общежитие.
4. При выборе воспитанников жизненного пути во многом сказывается недостаточная работа по профессиональному самоопределению. Чаще всех совершают типичные ошибки при выборе профессии- не учитывают свои способности и склонности, выпускники ограничены в выборе по медицинским противопоказаниям. Профессиональная подготовка не ориентирует воспитанников на достижение высоких профессиональных перспектив.
5. При устройстве на работу выпускники недостаточно осознают цели и значение учебной и профессиональной деятельности, наличие четких перспектив в той области, в которой воспитанник пытается себя реализовать.
Учитывая ряд проблем, с которыми сталкиваются выпускники, специалисты пришли к выводу, что необходимо оказывать социально- психологическую помощь на разных временных этапах жизни ребенка.
Временные периоды включают в себя:
1. Время пребывания в школе – интернате. Специалисты ТЦСОН Партизанского района совместно с педагогами школы- интерната объединяют усилия по плану преемственности: проведение ряд совместных мероприятий, просветительские, тренинговые занятия и т.д.
2. Период постинтернатной жизни:
- период первичной адаптации- послешкольный период, характеризующийся резкой сменой условий жизнедеятельности, зачастую состоянием фрустрации. Протяженность периода составляет 1-2 года.
- период осознанных действий- закрепление на рабочем месте; определение и становление профессионализма; создание молодой семьи . Протяженность составляет 3-5 лет.
-период социальной стабильности- прочная семья, постоянная работа, непрофессиональная досуговая деятельность. Протяженность составляет 5-10 лет.
Законом Республики Беларусь предусмотрен временной период до 23 летнего возраста выпускника, в течение которого действуют социальные гарантии и льготы, а также может быть оказана помощь со стороны специалистов в постинтернатный период.
Целостность подготовки выпускника к самостоятельной жизни определяется совокупностью различных направлений подготовки, которую целесообразно рассмотреть с позиции жизненных сфер выпускника и того, что способствует формированию адекватной адаптации:
Социокультурная ориентация- формирование культурных норм поведения к принятию ценностей и норм общества, способность к саморегуляции. Психологи ТЦСОН Партизанского р-на совместно с педагогами- психологами школы- интерната для формирования и развития данных свойств личности регулярно проводят тренинговые занятия с учащимися, начиная с 5-го класса.
Правовая ориентация- умение ориентироваться в нормативных документах, знание своих прав, обязанностей, льгот, предусмотренных Государством.
Для этой цели организуются встречи выпускников со специалистами ТЦСОН, с юристом Центра, на которых рассматриваются правовые вопросы, профилактические- попадания в секты, насилие и торговля людьми и т.д.
Валеологическая ориентация- формирование здорового образа жизни, владение гигиеническими навыками.
Проводятся совместные мероприятия по профилактике курения, алкоголя, наркотиков, психологического здоровья. Просвещение выпускников о влиянии состояния здоровья при выборе профессии.
Соц.- бытовая ориентация- умение жить самостоятельно, обеспечивать себя всем необходимым, знать организации, где могут оказать помощь.
Профессиональная, трудовая ориентация- Осознание уровня своих профессиональных возможностей, мотивации к трудовой деятельности.
Психологи ТЦСОН проводят мероприятия по профессиональному самоопределению, профконсультации, знакомят с профессиограммами.
Семейная, экономическая ориентация- знания требований, которые предъявляет семейная жизнь, экономический учет расходов и доходов.
Исходя из данных показателей и критериев подготовки к самостоятельной жизни, анализируя трудности постинтернатного периода и определяя содержание той деятельности, которую выпускник должен реализовывать для их разрешения, специалисты отделения психологической помощи и реабилитации ТЦСОН Партизанского р-на определили основные направления деятельности с выпускниками в постинтернатный период.
Успешность процесса социализации определяется во многом наличием сформированного поведения, развитием социального интеллекта.
Социально- правовая помощь:
1. правовая поддержка (помощь в ориентации нормативно-законодательной базе);
2. содействие в восстановлении утраченных прав;
3. содействие в жилищных вопросах;
4. трудоустройство и трудовая ориентация;
5. материальная и гуманитарная помощь;
6. подготовка памятки, в которой указываются учреждения, их координаты, принадлежащие инфраструктуре защиты прав;
7. содействие в получении медицинской помощи;
Психолого-педагогическая помощь.
Формы и методы работы:
1. Социально- психологическая диагностика, коррекция.
Рекомендуемые методики: «Определение уровня развития социальных навыков» (А.П. Гольдштейн); «Исследование социальных сетей выпускника» (модификация О.Ю. Казьмина); проективный «рисунок социальной сети»; анкетирование, соц. опросы и т.д.
2. Комплексные мероприятия:

  • организация сферы общения выпускников. Персональное кураторство или через коллективные встречи, участие выпускников в клубной деятельности.

  • содействие в интеллектуальном развитии выпускников. Оформление в вечернюю школу; психологическое сопровождение студентов ВУЗов, учащихся ПТУЗов, ССУЗов; посещение библиотек и т.д.

  • организация совместно- развивающего досуга. Посещенеи театров, экскурсий, выставок, музеев.

  • участие в общественно- полезном труде. Вступление в БРСМ.

3. Направления работы:
1.Сопроводительная деятельность в профессиональном самоопределении и трудовой адаптации.
2. Помощь в создании и укреплении семьи.
3. Поддержка молодых семей и матерей- одиночек.
4. Помощь в воспитании детей;
5. Профилактика правонарушений и реабилитация освободившихся с мест лишения свободы;
Методическая работа с коллективами по повышению профессиональной компетентности сотрудников.

  • консультации по проблемам соц.- психологической защиты выпускников;

  • проведение тематических семинаров, «круглых столов» и т.д.

Литература


1. Семья Г.В. Основы социально- психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, БФГТЗ. «Слово», 2001 г.
2. Шелег Л.А. Модели постинтернатной адаптации детей- сирот. Соц.- педагогическая работа № 9, 2007 г.
3. Шипицина Л.М. Постинтернатная адаптация детей- сирот,
Спб, 2001г.
4. Кобринский М.Е. Социально- педагогическая поддержка детей в условиях депривации, Минск: НИО, 2001 г.

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная