Словарь основных психологических терминов - Педагогика
Учебные материалы


Словарь основных психологических терминов - Педагогика



Интеллект

-способность к познанию и логическому мышлению.

Аффект – сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, возникающее как правило в ответ на сильный раздражитель.

Способности

– совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность: мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т. д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются прежде всего как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.

Развитие

-целенаправленный процесс качественных и количественных преобразований и изменений в личности, ведущих к повышению её развитости.

Учебная деятельность

- это само изменение, саморазвитие субъекта, усвоение им системы знаний, умений, навыков.

Забота

- готовность придти всегда на помощь, активная разновидность любви.

Госпитализм-

если нет совместной деятельности взрослого и ребенка.

Методология

- это система принципов и способов построения в теоретической и практической деятельности.

Метод

- это способ получения научных данных.

Э

ксперимент

- это проба или опыт, в ходе которого осуществляется активное вмешательство в ситуацию во взаимодействии с испытуемым.

Личность

— это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Восприятие

– это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Противоречие

- разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Пол

- это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) т. е это совокупность анатомофизиологических особенностей организма, заданных от рождения.

Гендерное воспитание- целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей.

Олигофрения

называют состояние умственных возможностей, возникающих вследствие повреждений центральной нервной системы ребенка в домовний период жизни (до 1,5-2 лет)

Ощущение

– простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Воображение

– это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Мышление

– это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Память

– это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Внимание

– это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Речь

– это процесс общения с помощью языка.

Речь

– это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Наблюдение

– это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Тестирование

– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Индивидуальность

– это совокупность взаимосвязанных биологических, психических и социальных особенностей человека, характеризующих его неповторимость, уникальность.

Темперамент

– это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение.

Способности

– это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней.

Воспитание

- процесс подготовки подрастающих поколений к жизни в современных условиях.

Эксперимент

- это проба или опыт, можно многократно повторить и проверить.

Мотивация

– это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека.

Чувства

- отражают устойчивое отношение человека к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому).

Эмоция

– это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Поведение

– это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Деятельность

– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Психические состояния

– это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности.

Психические процессы

– течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды рганизма.

Интеллект

– это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.

Общение

– это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей (вербальное, невербальное).

Аттракция

– это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Группа

– это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений.

Истерика

- защитная реакция организма возникающая на фрустрацию (неудовлетворение).

Кризис

- важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

Коллектив

– это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности.

Педагогические термины.

Педагогическая деятельность

- представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Содержание образования-

система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Самообучение

- процесс получения человеком опыта поколений, посредствам собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Самовоспитание

- процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений, посредствам внутренних, душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Педагогическим процессом

понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Метод обучения

– это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой.

формой обучения

следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Семья

– это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Самообразование

– это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Педагогический процесс

представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Обучение

– совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Воспитание

– это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.

Образование

–целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Развитие

– это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Предмет

- способ введения объекта с позицией данной науки.

Система

– это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Педагогика

– это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Обучение

– специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Педагогическая диагностика

- это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач, оптимизации образовательного процесса, дифференциации учащихся и воспитанников, а также совершенствования учебных программ и методов психологического воздействия.

Мониторинг

- постоянный сбор информации об объектах контроля, выполнения функции слежения.

Педагог

- это человек, профессионал занимающийся педагогической деятельностью.

Целевые ориентиры

-

Стандарт

-

Конвенция

-

Образовательный процесс

- это процесс в котором осуществляется образование ребенка, воспитание и развитие личности.

Совместная деятельность

- деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то время.

Планирование

- это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Самостоятельная деятельность

детей -свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД

) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Циклограмма

, цикловая диаграмма, графическое изображение циклического процесса (термодинамического, технологического и др.).

Педагогическая технология

- это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения. (процесс).

Преемственность

– это связь между различными этапами или ступенями.

Социализация

-вхождение ребенка в обществе, принятие правил.

Образовательная программа

- это комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в случаях предусмотренных Федеральным законом форм аттестации.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная