Тема 15. Международное право. Агрессия - противоправное применение вооруженной силы - Государство
Учебные материалы


Тема 15. Международное право. Агрессия - противоправное применение вооруженной силы - Государство



Агрессия - противоправное применение вооруженной силы. Понятие а. сформулировано в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН "Определении агрессии", согласно ст. 1 которого агрессией "является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций". По способу осуществления а. может быть прямой и косвенной. Косвенная агрессия совершается вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. Прямая агрессия совершается регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые действия всегда являются действиями представляемого ими государства.

Особым случаем соучастия в а. является "действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства". А. согласно ст. 3 "Определения агрессии" не может быть оправдана никакими соображениями политического, экономического или любого иного характера. В качестве актов агрессии рассматриваются независимо от объявления войны следующие случаи а.: 1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию других государств, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия территории другого государства или части ее; 2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; 3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; 4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства; 5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения. Приведенный перечень актов не является исчерпывающим. Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты также представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Аренда территории международная - предоставление на договорной основе одним государством другому государству части своей территории или расположенных на этой территории каких-либо объектов или сооружений в пользование на определенный срок, в определенных целях и на определенных условиях. Государство-арендодатель сохраняет суверенитет в отношении территории, предоставляемой в аренду, ограничивая в строго определенном договором об аренде порядке некоторые свои права в пользу государства-арендатора. К другим формам а.т.м. следует отнести пользование участками государственной территории международными организациями, осуществляемое на основе договоров этих организаций с государствами-арендодателями, аренды иностранными представительствами земельных участков, зданий, сооружений, помещений и т.п. СССР прибегал к а.т.м. в целях обеспечения безопасности своих границ и границ государства-контрагента. В настоящее время РФ на основании соглашений с Казахстаном арендует космодром "Байконур".

Архипелажные воды - воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых состоит государство-архипелаг, и отграниченные от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и обсыхаюших рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь длину в 125 миль. Соотношение между площадью воды и площадью суши в пределах этих линий должно составлять от 1:1 до 9:1. Эти положения, касающиеся государств-архипелагов и а. в., были установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. По путям, обычно используемым для международного судоходства в пределах а. в., устанавливается право архипелажного прохода иностранных судов и пролета иностранных летательных аппаратов. Если государство-архипелаг само не устанавливает морских и воздушных коридоров, право а.п. может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Все суда и летательные аппараты, пользуясь правом а.п., должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства-архипелага и не заниматься какой-либо деятельностью, не свойственной непрерывному и быстрому проходу через воды государств-архипелагов. Они должны также соблюдать законы и правила государств-архипелагов, касающиеся безопасности мореплавания и регулирования движения судов, рыболовства, проведения погрузочно-разгрузочных работ, предотвращения загрязнения окружающей среды.

Беженцы - лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (обычно страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о правовом статусе б., а в 1967 г. принят протокол к этой Конвенции. Особую категорию образуют так называемые политические б., т.е. лица, подвергавшиеся преследованиям по политическим мотивам в стране своего постоянного проживания. Их нередко называют лицами без гражданства, поскольку практически статус таких б. ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к политическим б. может рассматриваться как основание претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете решение этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся политические б. Проблема б. не может решаться по единому образцу. На ее решение влияют различные факторы (социальный и национальный состав б., причины, побудившие их покинуть родину, и т.д.).

Безопасности международной система - комплекс взаимоувязанных межгосударственных отношений и организаций, политико-дипломатических, экономических, военных и общественных мероприятий и усилий, обеспечивающих коллективную безопасность государств и народов. Система международной безопасности может быть универсальной или региональной. Включает совокупность основополагающих принципов безопасности, межгосударственных механизмов и структур, международно-правовых норм, многосторонних договоров и других элементов, создаваемых и функционирующих для предотвращения военных столкновений, их локализации, урегулирования политических, экономических и военно-стратегических противоречий политическим путем, а также специальный режим контроля за международной, особенно военной, деятельностью и соответствующий режим информации. Основывается на реализации принципов предупреждения войны и снижения военного противостояния государств. Универсальная системы международной безопасности существует в рамках ООН. Основные средства реализации ее решений - миротворческие силы, система политических, экономических и военных санкций и т.д. Региональные системы безопасности носят ограниченный характер, их формирование идет с учетом конкретной обстановки, складывающейся в том или ином регионе. Наиболее развитые формы получила система европейской безопасности, ядром которой в начале XXI в. являются такие организации, как Европейский союз, ОБСЕ и НАТО.

Беларуси и России союз - договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства" закрепил, что Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Для граждан обоих государств устанавливается гражданство Союзного государства Беларуси и России, дающее гражданам соответствующих государств ряд прав, например свободу передвижения по их территории, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории того из государств Союза, на которой они постоянно проживают, не являясь гражданами, и т.д.

Верительная грамота - документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В.г. подписывается главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепляется подписью министра иностранных дел; она адресуется главе государства пребывания; вручается ему в торжественной обстановке. В в.г. указываются имя и фамилия дипломатического представителя, его класс, который определяется по соглашению между двумя государствами, высказывается просьба верить его заявлениям и действиям. В.г. имеет характер общих полномочий, в отличие от специальных полномочий для подписания, например, международного соглашения. В зависимости от местной протокольной практики дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своих функций с момента вручения в.г. или с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенной копии в.г. МИД государства пребывания. Дату вручения в.г. или дату прибытия определяет протокольное старшинство глав дипломатических представительств одного класса. Согласно Конституции РФ Президент РФ дает в.г. российским послам и посланникам, а также принимает в.г. аккредитованных при нем представителей иностранных государств.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права следует определить как согласованное действие двух правовых систем, обусловленное существованием общих для них целей, необходимое для их взаимного развития и предполагающее или не исключающее возможности существования у них общих сфер регулирования. Взаимодействие также характеризуется взаимным влиянием правовых систем.

Цель взаимодействия - установление такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов. В этом процессе каждая из систем опирается на другую для достижения своих целей, а наличие общих приоритетов делает необходимой их согласованную деятельность.

Функции взаимодействия - это координация деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для достижения цели их взаимодействия, а также координация развития обеих систем права в необходимом для достижения поставленной цели направлении.

Внутренние воды - вся водная часть территории государства, за исключением территориального моря. К внутренним водам относятся воды рек, ручьев, озер и иных водоемов, в том числе пограничные воды в пределах границ государственной территории, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря. Пограничными водами считаются водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия границы. Правовой режим внутренних вод определяется внутренним законодательством государства, а в отношении пограничных вод - также и соглашениями с сопредельными государствами. Воды международных рек, которые используются для международного судоходства, также входят в состав территории того государства, в пределах границ которого части этих рек расположены. Правовой режим этих вод регулируется помимо внутригосударственного законодательства многосторонними соглашениями о судоходстве и хозяйственном использовании вод этих рек. Внутренние морские воды - это: а) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства, а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (океаном) принадлежат одному и тому же государству; б) воды морских портов; в) бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль; г) исторические морские воды, т.е. воды, принадлежащие государству в силу исторической традиции; д) воды, находящиеся между берегом и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. В.м.в. находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности в них.

Война - организованная вооруженная борьба, в которой могут принимать участие государства, народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а также стороны во внутригосударственном конфликте. В. сопровождается полным разрывом всех мирных отношений. Различают в. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны в осуществление права на самоопределение) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправедливые, агрессивные войны являются преступлением международным. Юридически состояние в. прекращается обычно мирным договором. Термины "война" и "вооруженный конфликт" в настоящее время употребляют как синонимы. Выделяют два вида вооруженных конфликтов: "вооруженный конфликт международного характера", "вооруженный конфликт немеждународного характера". Вооруженный конфликт международного характера - столкновение между вооруженными силами государств. В.к.м.х. характеризуется ограниченным театром военных действий и относительно небольшой протяженностью во времени. Вооруженный конфликт немеждународного характера происходит на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами. Вооруженным конфликтом немеждународного характера не считаются случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, такие как беспорядки, отдельные акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Генеральная Ассамблея ООН - один из главных органов ООН. Состоит из государств-членов, каждый из которых наделен по Уставу ООН равными правами. Г.А. ООН обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом ООН она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, дает рекомендации членам ООН и (или) Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам или делам, уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности. Также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым государством или Советом Безопасности, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации. Г.А. ООН имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. Решения Г.А. ООН по важным вопросам (рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, приостановление прав и привилегий членов ООН и т.п.) принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, а по другим вопросам - простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18). Каждый член Г.А. ООН имеет один голос. Г.А. ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Официальными и рабочими языками Г.А. ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Работа очередных сессий Г.А. ООН проходит в форме пленарных заседаний и заседаний ее семи главных комитетов.

Генеральный секретарь ООН является согласно Уставу ООН (ст. 97) главным административным должностным лицом Организации. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Г.с. ООН действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по Опеке и выполняет такие функции, какие возлагаются на него этими органами. Г.с. ООН имеет право, согласно ст. 99 Устава ООН, доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Он представляет Генеральной Ассамблее ежегодные доклады о деятельности ООН и такие дополнительные доклады, которые ей могут потребоваться. При исполнении своих обязанностей Г.с. ООН не должен запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации, и должен воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на его положении как одного из международных должностных лиц, ответственных только перед ООН. В настоящее время Генеральным Секретарем ООН является Пан Ги Мун.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. Однако о населении Ватикана можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Особенность статуса Ватикана заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права. Мальтийский орден в 1889 г. был признан суверенным образованием. Местопребывание Ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

Государство - первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации. На международной арене г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя г. как субъекта международного права. Основным качеством г., характеризующим его как субъект международного права, является государственный суверенитет.

Первичность г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют в силу исторических причин. Г. сами могут создавать производные субъекты международного права. Как первичный субъект г. обладает универсальной международной правоспособностью. Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами международного права, в соответствии с которыми г. как субъекты международного права имеют основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности в Уставе ООН.

Границы государства - проведенные на карте или установленные на местности линии на земной и водной поверхности, а также проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли. Г. г. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские. Существует мнение, что верхней границей следовало бы признать высоту в 100-110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника. По источнику существования выделяют исторические и договорные границы. Исторические существуют на основе международно-правового обычая, договорные - на основе международного договора. В настоящее время большинство границ установлено на основании договора.

Деликт международный - совершаемое субъектом международного права действие (бездействие), представляющее нарушение международно-правовых норм и принципов или договорных обязательств, которое влечет за собой международную ответственность этого субъекта. Субъект международного права, совершивший д.м., именуется делинквентом. Термин "деликт" может употребляться и для обозначения любого правонарушения (международного правонарушения, международного преступления) или для обозначения отдельной группы международно-противоправных деяний. В теории международного права высказывается мнение, что д.м. - это обязательно умышленное международно-противоправное деяние, в отличие от правонарушения, совершаемого без умысла, без намерения причинить вред другому субъекту международного права. При таком подходе д.м. всегда является международным преступлением.

Делимитация границ - это договорное установление линии государственной границы, осуществляемое по картам, как правило крупномасштабным, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов. При делимитации договаривающиеся стороны проведенную на карте линию границы, как правило, сопровождают подробным описанием. Карта с нанесенной на ней линией государственной границы обычно подписывается или парафируется, скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон и является составной частью договора о д.г. Договоры о д.г. подлежат, согласно Конституции РФ, ратификации и вступают в силу после обмена ратификационными грамотами. В тех случаях, когда к государству примыкают морские пространства, оно имеет право самостоятельно устанавливать свои морские границы и пределы распространения своего территориального моря, если они соприкасаются не с территориальным морем другого государства, а с водами открытого моря.

Демаркация границ - определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями. Работу по определению линии границы на местности осуществляет специально создаваемая на то правительствами смешанная комиссия граничащих сторон. Смешанная комиссия, определив точное положение линии границы на местности, составляет протокол - описание демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а также протокол на каждый пограничный знак и схему каждого знака. В ходе демаркационных работ смешанная комиссия может вносить некоторые уточнения в прохождение линии границы, установленной ранее в договоре и изображенной на карте, приложенной к нему. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Демаркационные документы после их подписания смешанной комиссией по демаркации границы подлежат утверждению каждой из сторон договора в соответствии с действующим в этих государствах законодательством и вступают в силу с момента обмена документами, извещающими об их утверждении.

Денонсация международного договора - способ прекращения действия двустороннего международного договора или выхода из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обусловленные в таком договоре. Общим условием денонсации обычно является заблаговременное уведомление сторон договора о намерении одного из участников прекратить его действие или выйти из него. Такое уведомление производится по решению, принимаемому согласно внутреннему законодательству участника договора. Несоблюдение порядка денонсации влечет возможность оспаривать ее правомерность. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. имеет в виду как денонсацию в широком смысле, включая денонсацию, предусмотренную в самом международном договоре, так и так называемую подразумеваемую денонсацию, которая может быть выведена либо из намерения участников допустить возможность денонсации или выхода из договора, либо из характера международного договора. Различают д.м.д., заявление о которой делается в определенный срок, и д.м.д., заявление о которой делается в любое время. Некоторые договоры вообще запрещают денонсацию, в других возможность денонсации не упоминается. Денонсация многосторонних договоров имеет силу только для государств, заявивших о денонсации. В ряде многосторонних договоров к одному из видов денонсации причисляют отмену международного договора.

Дипломатическое право - система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений (иными словами, регулирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных контактов). Кд.п. относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в другое миссии специальной, т.е. делегации или представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих.

Дипломатическое представительство - зарубежный государственный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого или при международной организации для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам. Обмен дипломатическими представительствами осуществляется после установления дипломатических отношений. В соответствии с международным обычаем, получившим договорное закрепление в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., д.п. может учреждаться на одном из трех уровней, которому соответствует класс его главы. Эти уровни имеют протокольное значение и не влияют на функции д.п., его иммунитеты и привилегии, а также иммунитеты и привилегии его персонала.

Европейский союз (ЕС) - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возникло в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о Европейском союзе, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств - членов Европейского Сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным аспектам договоренностей, в которых учтены результаты референдума в Дании, а также протоколом и соглашением о социальной политике, предусматривающими создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.

ЕС зиждется на трех основаниях:

1) Европейские Сообщества с дополнениями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском союзе;

2) совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности;

3) сотрудничество во внутренней и правовой политике.

Целями ЕС являются:

1) образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством: создания пространства без внутренних границ; усиления экономического и социального взаимодействия; образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты;

2) утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики;

3) развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел; 4) сохранение и приумножение общего достояния.

Европейский суд по правам человека - орган, созданный в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Конвенции, для государств, являющихся ее участниками и сделавших специальные заявления о признании для них в качестве обязательной юрисдикции Е.с.п.п.ч. по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции. Е.с.п.п.ч. был образован 21 января 1959 г. Члены Е.с.п.п.ч. избираются на девять лет (и могут быть переизбраны) Парламентской ассамблеей Совета Европы большинством голосов из списка кандидатов, представленных государствами - членами Совета Европы. Число судей в Е.с.п.п.ч. должно соответствовать числу не стран - участниц Конвенции. При этом в Е.с.п.п.ч. одновременно не может быть дважды представлено одно и то же государство. Лицо, представляющее в Е.с.п.п.ч. то или иное государство, не обязательно должно быть гражданином последнего. Для рассмотрения дел Е.с.п.п.ч. образует палату в составе семи судей, в число которых обязательно должен входить судья, представляющий в Е.с.п.п.ч. заинтересованное государство; остальные определяются жребием. Компетенция Е.с.п.п.ч. распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Конвенции и переданные на его рассмотрение государствами - участниками Конвенции. Решение Е.с.п.п.ч. является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно передается Комитету министров, который наблюдает за его исполнением. Местонахождение Е.с.п.п.ч. - г. Страсбург (Франция).

Единогласия принцип закреплен Уставом ООН (п. 3 ст. 27), это порядок принятия решений в Совете Безопасности ООН, согласно которому для принятия решений по всем вопросам существа требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности. Достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против, и решение считается отклоненным (так называемое "вето" постоянного члена).

Е.п. применяется не только при решении Советом Безопасности вопросов существа, но и при определении того, является тот или иной вопрос процедурным или нет. Таким образом, на практике получается, что сначала может быть наложено вето при решении предварительного вопроса о том, имеет тот или иной проект резолюции Совета Безопасности процедурный характер или нет, а затем с помощью вето может быть отклонен и сам этот проект. Е.п. служит надежной преградой против использования Совета Безопасности ООН не в интересах международного сообщества.

Законные интересы государств в международном праве - интересы, не противоречащие основным принципам международного права. В международных отношениях выделяют два вида законных интересов государств: национальные и интернациональные. Национальные интересы - интересы всей нации в целом. Их можно классифицировать: на основные и второстепенные, внутригосударственные и интересы на международном уровне, экономические, политические, социальные, интересы в области защиты прав человека, охраны окружающей среды и т.д. Интернациональные интересы - это интересы общие для всего международного сообщества. К ним можно отнести: поддержание мира и безопасности в международных отношениях, установление суверенного равенства государств, всеобщего уважения прав и свобод человека, защиту окружающей среды, борьбу с международными преступлениями и т.д.

Законные интересы государства оказывают непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства и развитие международного права и международных отношений, а также являются важным элементом механизма взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Запрещенные методы и средства ведения войны - предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получения сведений о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика); вероломства, нападения на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников); геноцид, апартеид, террор в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своей страны, уничтожать культурные ценности и др. Запрещенными средствами ведения войны являются средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также методы и средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Защита культурных ценностей во время войны - нормы международного права, направленные на охрану культурных ценностей в районах, где происходят военные действия. Основными актами, в которых эти нормы закреплены, являются: Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. В этих актах понятием "культурная ценность" охватываются: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли; б) здания, главным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей; в) центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей, - "центры сосредоточения культурных ценностей". Защита культурных ценностей, согласно Гаагской конвенции 1954 г., включает охрану и уважение этих ценностей. Государства обязаны подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта. Государства обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещается реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории других страны.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная