тшюлогизацию - Рожков М. И., Ковальчук М. А. Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие тшюлогизацию романтико- гедонистическо-развле-
Учебные материалы


тшюлогизацию - Рожков М. И., Ковальчук М. А. Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие



тшюлогизацию

молодежных субкультур:

романтико-

эскапистские

субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками - байкеры),

гедонистическо-развле-

кательные

(мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.),

криминальные

(«гопники», «люберы»),

анархо-ншилистические

(панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которых также называют

радикально-деструктивными.


К ним, на наш взгляд, можно добавить музыкальные (рокеры, рэйверы, рэперы и т.п.) и возникшую во второй половине 90-х годов и быстро развивающуюся, расширяющуюся субкультуру той части молодежи, которая употребляет различные ПАВ, очень замкнутую и жестокую, а также активно внедряемую Западом в России и уже вошедшую в моду субкультуру молодых гомосексуалистов.
В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения; это в каком-то смысле община (например, панков, байкеров, скинхэдов или хиппи), племя со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. И присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое - способ выживания и самоорганизации большого числа людей. Каждая субкультура - явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.
В ходе проводимого нами исследования мы изучили наиболее распространенные неформальные объединения детей и подростков и попытались выяснить отношение представите-
й этих групп к наркотическим и другим психоактивным ве-Ществам. Исследование проводилось в Ярославской области.
Нами были изучены следующие молодежные субкультуры: панки, металлисты, рокеры, локомотивцы, скинхеды, >перы, поперы, мажоры и хайлайфисты. В каждой из изу-[ных субкультур отношение к употреблению, пробам наркотических и других психоактивных веществ различное.
зличаются и предпочтения, если не сформировано отрицательное отношение к наркотическим веществам.
Анализ вышеперечисленных субкультур показывает, что наибольший риск употребления наркотиков существует в юъединениях панков, металлистов и рэперов.
25
Глава 1 ^-^—•-•—^^—•••—^—^— „„„^„^,
В изученные нами панк-группировки на территории Ярославской области входят главным образом школьники, учащиеся ПТУ, безработная молодежь. Большая часть представителей относится к возрастной группе от 14 до 16 лет (дети из проблемных семей и семей «групп риска»), Употребление наркотиков в среде панков - это значи мый атрибут их субкультуры, ритуал приобщения к ней, особая форма коммуникации в сообществе. Конкретных предпочтений наркотических веществ не выявлено. Употребляют то, на приобретение чего хватает денег. В большинстве своем это самодельные наркотические вещества. Любят курить «травку». В субкультуре металлистов употребление наркотических веществ — это своеобразный протест про тив взрослой культуры. Предпочтение отдается курению «крека», употреблению экстази, кофеина. Панки наряду с наркотическими веществами используют и различные токсические вещества. В среде панков в равной степени процветает как наркомания, так и токсикомания. Изучая субкультуру металлистов, мы выявили у них явное предпочтение именно наркотических веществ.
В субкультуре рэперов курение «травки» считается символом единства группы. Более сильнодействующие наркотические вещества в данной субкультуре не распространены, но зато употребление алкоголя во много раз превышает предельно допустимое.
Молодые люди, именуемые себя локомотивцами, к употреблению ПАВ относятся очень неоднозначно. Это отношение выражает две крайние позиции: от резкого неприятия наркотиков и других ПАВ до положительных взглядов на их употребление и пробы, то есть употребление наркотических веществ не является обязательным элементом данной субкультуры. Здесь в большей степени присутствуют личностные взгляды и установки.
Анализ и изучение таких молодежных субкультур, как рокеры и скинхеды, показали крайне отрицательное отношение молодых людей - представителей данных субкультур -к употреблению наркотических веществ. К алкоголю также выражается негативное отношение, хотя употребление пива считается нормальным и естественным. «Пиво — это не алкоголь, и стать алкоголиком, употребляя пиво, невозможно», - пояснили нам свое отношение к этому напитку ребята.
26
—Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения —~-~—-^—»»»».^—
В молодежной субкультуре, которую в литературе принято называть

хайлайфистпской,

употребление ПАВ считается непрестижным, хотя культивация чувства исключительности, надежда на «всемогущих» родителей могут привести за грань «неписанных» правил в этой группе.

У

мажоров

наркотики непопулярны. Они несовместимы с тщательно культивируемым образом элегантного, энергичного, уверенного в себе делового человека.
Ту или иную молодежную субкультуру, несмотря даже на имеющийся в ней негатив, нельзя воспринимать как нечто исключительно антисоциальное, как общественное зло. Она - то поле самореализации, которое избрали для себя молодые люди. Взрослые рассуждают о двух крайностях: о медико-биологических причинах девиаций в молодежной среде и об антисоциальных влияниях среды на молодежь. Но основной источник негативных проявлений в среде детей и подростков иной: в силу различных причин ребенок не реализует свои потребности, он не может найти себе поле самореализации. И пока взрослые (ученые и практики) занимаются рассуждениями, молодые люди находят собственный выход из положения — свою общественную «нишу», к сожалению, не всегда социально приемлемую.
Изучая различные молодежные субкультуры, мы сделали для себя основной вывод: надо работать с реальными детьми и подростками, такими, какие они есть, не вырывая их из контекста их взаимоотношений со сверстниками. Нам надо хорошо знать наших детей, научиться понимать их увлечения, и только тогда сократится то расстояние, которое порой так часто отделяет ребенка от взрослого. Изменить человека, его взгляды, привычки, интересы, заставить его Делать то, что хотите Вы, очень сложно, вероятно, и невозможно, если сам человек не захочет изменить себя, свои привычки и взгляды. Профилактическая работа только тогда будет эффективной, когда мы будем исходить из интересов самого ребенка, основываясь на субъектном включении его в этот процесс. Наверное, мы не ошибаемся, когда утверждаем, что профилактика употребления наркотических ве-Ществ предполагает пристальное внимание к современным Молодежным субкультурам.
27
Глава 1 i „.
ГЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖТТЖЖЖЖЖТ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ



  1. Что такое молодежная субкультура?



  2. Какие неформальные молодежные объединения детей и подрост

    ков вы знаете?



  3. Каково отношение представителей различных молодежных суб

    культур к употреблению наркотических веществ?



4.

Подготовьте характеристику известных вам неформальных объе

динений молодежи.


Основные
направления
антинаркотической
профилактики
Одним из основополагающих документов для работников образования в ходе организации профилактической работы в школе является приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 619, который определяет

профилактику

злоупотребления ПАВ как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, заболеваниями, распространяемыми половым путем, и т.д.).
В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три

ее вида:

профилактики - первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений
28
_—Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения -—^—^—«»—^».
наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ> но еще не заболевших.
Третичная профилактика, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомана, токсикомана, алкоголика) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи. Вторичная профилактика - это работа с теми детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению.
Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Поэтому, ведя разговор об основных направлениях антинаркотической профилактики, мы имеем в виду первичную и вторичную профилактику, которая может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме на основе различных программ и с использованием разных методик.
В России, Соединенных Штатах Америки и Западной Европе сложились различные направления антинаркотической профилактики.
Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Нужно отметить, что Данный этап США и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг. В России подобная практика осу-
29
— г Глава 1 •—•••••—•»•••••.
ществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Сейчас у нас в стране стало модным раздавать буклеты и развешивать плакаты о вреде наркотиков. Наверное, это необходимо, но вот насколько эффективно? Мы ни в коей мере не пытаемся представить это направление как негативное. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.
Вопрос заключается в том, какую информацию можно дать детям и подросткам о наркотических веществах, в какой форме и какое влияние на их сознание она окажет.
Мы живем во время так называемой «информационной революции». Сейчас каким-либо образом управлять потоками информации, получаемой молодым поколением, практически невозможно. Причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, раздаваемых нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т.д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему?, Почему в таких «красках» взрослые все это представляют?» Причем детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: «Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал, - значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет - здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом - употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик - попробуй их!» Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» - «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор - призывно звучит в буклете). Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на
30
^^.Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения ——.——
веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информацию она получает из интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых. Нет, информация нужна, но прежде чем реализовать это направление антинаркотической профилактики, наверное, следует очень хорошо подумать над тем вопросом, который мы поставили в начале наших рассуждений, и-найти оптимальный ответ на него.
Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление мы условно назвали личностно ориентированным. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.
Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель — научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антинаркотической профилактики адек-ватно и в комплексе.
Интересен опыт антинаркотической профилактической Работы за рубежом в последние два-три года. Эта работа реализуется в рамках

двух

различных

концепций.

Одна концепция -

снижения риска,

другая -

снижения вреда.


31
Глава 1
В концепции снижения риска предполагается уменьшение нелегального распространения наркотических веществ и снижение «потребительского спроса» на данный товар.
При этом используются жесткие репрессивно-ограничи тельные социальные технологии, включающие законодательные меры, медицинскую практику, административные решения, направленные на «борьбу» с наркотиками и потребителями. Эта политика осуществляется главным образом в странах, сравнительно недавно приобщившихся к проблеме наркомании.
Страны, которые имеют большой опыт решения проблемы наркотиков, основываются на реализации противоположной концепции — снижения вреда. Реализация ее основывается на мониторинге наркотической ситуации в виде специально проводимых исследований. Эта концепция не отрицает необходимости борьбы с наркобизнесом полицейскими мерами, но в то же время предполагает работу, направленную на убеждение молодежи отказаться от самой идеи употребления наркотиков, на создание системы мер, нейтрализующих факторы риска, и условий, способствующих хотя бы тому, чтобы юноши и девушки впервые пробовали наркотики в как можно более позднем возрасте. Эта концепция ориентирована также не только на лечение наркоманов, но и на снижение вреда, связанного с употреблением наркотиков.
Работа осуществляется в двух направлениях: со средой и с самой личностью. Приветствуется любой успех. Идеальных целей не ставится. Если наркоман перешел с «тяжелых» наркотиков на «легкие», это уже признается положительным результатом, постепенно ведущим к снижению употребления наркотиков в молодежной среде.
Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.
Основываясь на вышепредставленном анализе и опираясь на приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», который предусматривает внедрение новой концепции в три этапа (первый - этап неотложных меропри-

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная