Урок по музыке для студентов 3 курса педагогического колледжа Министерство образования и науки Российской Федерации Показательный урок по музыке
Учебные материалы


Урок по музыке для студентов 3 курса педагогического колледжа



Министерство образования и науки Российской Федерации


Департамент общего и профессионального образования Брянской области


ГОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»


Показательный урок по музыке


для студентов 3 курса педагогического колледжа


Тема: Музыка моего народа


Подготовила и провела:


преподаватель музыки Яновская Ж.Н.


в 4 классе СОШ № 3


Сураж, 2008 г.


Цель:

расширить эстетический кругозор детей посредством знакомства с отечественной народной и композиторской музыкой.

Задачи:



  1. Образовательная

    : познакомить детей с героико-патриотической оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин»; формирование навыков культурного пения.

  2. Воспитательная:

    воспитание почтения к отечественной культуре; понимание детьми красоты и смысла русской народной песни;

  3. Развивающая:

    способствовать становлению положительных эмоций от встречи с русской профессиональной музыкой и народной; развивать эстетический вкус.

Оборудование:


-музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений;
-портрет М.И. Глинки;
-стихотворение «Иван Сусанин» К. Рылеева;
-таблички с понятиями;
-плакат песни;
-фортепиано, ноты.

Ход урока


I. Организационный момент.


1.Построение около класса.
2.Вход под музыку «Солдатушки, бравы ребятушки».
3.Музыкальное приветствие.

II

.

Слово учителя.


У:

Ребята, давайте вспомним, как звучит тема нашей четверти?

Д:

Музыка моего народа.

У:

Какая бывает музыка?

Д:

Народная и композиторская.

У:

Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская выражает очень разные настроения, чувства, мысли, характеры людей. Поэтому она бывает очень разной.
-Что воспевается в музыке?(О чем в ней рассказывается?)

Д:

Есть музыка о Родине, о труде человека, о природе, любви, музыка для детей.

У:

Сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор о героико-патриотической тематике в народной и авторской (композиторской) музыке.
-Давайте представим себя первоклассниками и вспомним, какие 3 жанра в музыке мы знаем.

Д:

Песня, танец, марш.

У:

Куда ведут нас эти жанры? (в какие большие области, крупные жанры?)

Д:

Песня ведет нас в оперу,симфонию, концерт. Танец – в балет. Марш - в оперу, балет, симфонию.

У:

Что такое опера?

Д:

Опера- музыкальный спектакль, где главные герои выражают свои чувства, настроения при помощи пения.

У:

Опера - итальянское слово, означает «сочинение». Состоит опера из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров, оркестровых номеров (увертюра, антракты). Оперы различны по-своему содержанию. Бывают лирико-бытовые, народно-сказочные, историко-героические и другие.

У:

Сегодня на уроке мы познакомимся с оперой русского композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин».

III

.

Углубление в тему


У:

М.И. Глинка родился на Смоленщине (1804-1857) в семье капитана И.Н.Глинки. По рассказам матери, после первого крика новорожденного под самым окном её спальни раздался громкий голос соловья. После рождения Мишу забрала к себе бабушка, унесла в жарко натопленную половину дома (хотя было лето), обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками, баловала внука до невероятной степени. Это отрицательно повлияло на всю остальную жизнь Глинки, он сделался «мимозой» с неустойчивым здоровьем, потому что не бывал на свежем воздухе почти 6 лет. И прелесть общения с русской природой он постиг лишь со временем. С первых лет жизни в памяти мальчика глубоко запечатлелись русские песни и сказки. И до последних дней русская песня была его любимой музыкой.
Когда Глинке было 10-11 лет, его отдали учиться в пансион, где он встречался с талантливыми людьми (А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским). В годы учения в Петербурге его родители, родственники и знакомые водили Мишу в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. Из пансиона Глинка вышел одним из первых учеников. В его душу давно запала мысль о создании русской оперы. Сюжет оперы подсказали друзья. Это была история героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.
-А сейчас прослушайте арию главного героя оперы Ивана Сусанина. Определите, о чем в ней поется и какой характер музыки?

Слушание. М.И. Глинка. Ария Сусанина.


У:

О чем поется в арии? Какой характер музыки?
(Ответы детей)

У:

Ария- законченный эпизод в опере, который исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Исполняет арию главный герой Иван Сусанин. Он ее поет в последние минуты жизни. Свою жизнь Сусанин отдает за Родину. Путем обмана крестьянин показывает врагам неверную дорогу и заводит их в дремучий лес, где впоследствии его убивают.
Образ И.Сусанина воспевался не только композиторами, но и поэтами. Послушайте стихотворение К. Рылеева «Иван Сусанин» и скажите, созвучны ли музыка и стихи?

Чтение стихотворения


Зимою морозной шла шайка людей,
Шла шайка людей и не знала путей.
Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза,
Лишь снег под ногами хрустит от мороза.
«Куда ты завел нас? Неведома даль!»
- Веду, куда знаю! - Сусанин сказал. –
Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет и не будет на русской земли!
«Злодей! - закричали враги, закипев. –
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!»

У:

Итак, созвучны ли музыка и стихи? О чем повествуется в стихотворении?
(Ответы детей)

У:

Итак, мы с вами видим, что русский народ бесстрашен. Люди отдавали жизнь за свою родину, не щадя себя. В этом и заключается героизм, патриотизм народа. Враг был разбит. Москва была спасена от поляков. Добро победило зло.
-Послушайте хор «Славься» из эпилога (итог пьесы, заключение) и определите, о чем в нем поется и какой характер музыки?

Слушание. Хор «Славься».


У:

О чем рассказала музыка? Какой характер?
(ответы)

У:

А что придает музыке такой характер?

Д:

Звучание колокольного звона.

У:

Хор «Славься» лег в основу написания гимна России (раньше у нашей страны был гимн СССР на музыку А. Александрова, потом его заменили на гимн России, а потом снова возвратились к первоначальному варианту, т.к. это звучание было привычнее).
Подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасенной от врага Москве – на этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. Глинки. Сверкающей радостью народной победы наполнил театр ликующий хор «Славься» в эпилоге на Красной площади в Москве. Печальным облаком затуманило ей свет оплакивание Сусанина его родными.… И опять, с новой силой, под колокольный звон, хор и оркестр слились в величавом и мощном прославлении родной земли. Колокола звучат торжественно и призывно, подчеркивая праздничный, ликующий характер музыки.
-А сейчас, ребята, мы сравним по контрасту эти 2 сцены.
(звучат отрывки).

У:

О чем повествуется в первом отрывке, во втором?

Д:

В первом отрывке повествуется о подвиге и гибели И.Сусанина; во втором - о радостном ликовании победившего народа.

У:

Какие краски преобладают?

Д:

В первом – минорные; во втором – мажорные.

У:

Каковы темп и динамика?

Д:

Сдержанный темп и динамика придают арии суровость, мужественность – в первом отрывке; во втором отрывке - звучание хора мощное, торжественное.

У:

Кто исполняет?

Д:

Арию исполняет низкий мужской голос-бас с оркестром; хор звучит в сопровождении двух оркестров и колоколов, отчего музыка становится более радостной, праздничной, победной.

У:

Итак, мы видим, что эти сцены контрастны, но их что-то объединяет. Как вы думаете, что? (Какие качества музыки?)

Д:

Музыка обеих сцен пронизана песенностью, мелодичностью, она написана в народном духе.

У:

Но не только композиторы воспевают в своих произведениях героев, совершивших подвиги. В народной музыке тоже есть такие примеры. Послушайте русскую народную песню «Шел ленинградский паренек» и скажите, о чем в ней поется? Какой характер музыки?

Слушание. Русская народная песня «Шел ленинградский паренек».


У:

О чем поется в песне? Какой характер?

Д:

В песне поется о пареньке, который пошел защищать свою Родину, в бою его убили, о героизме русского солдата, о его любви к отчизне. Характер музыки задумчивый, спокойный, напевный.

У:

А какие качества музыки присуще песне?

Д:

Напевность, песенность, певучесть.

У:

Эта песня была написана в годы ВОв, авторы которой неизвестны. В ней мы слышим распевы, переменный лад, поступенное движение, мелодии.
Мы видим, что русские люди не боялись смерти. Они шли в бой не жалея, не щадя себя, отдавали жизнь за свою родину, за свое отечество. Все это воспевается как в композиторской, так и в народной музыке.
А сейчас мы эту песню разучим.

Вокально-хоровая работа:


-распевание;
-разучивание по фразам 1-го куплета;
-исполнение 1-го куплета.

IV

.

Обобщение


У:

Народная музыка-зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характерные черты русской народной музыки и выросшей из нее композиторской музыки. Если о какой-то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки.

  1. Итог урока



У:

Какая музыка прозвучала сегодня на уроке?

Д:

Композиторская и народная.

У:

С каким крупным произведением познакомились?

Д:

С оперой М. Глинки «Иван Сусанин».

У:

Что такое опера?

Д:

Опера - музыкальный спектакль, в котором герои выражают свои чувства, настроения при помощи пения.

У:

Какую русскую народную песню разучили?

Д:

«Шел ленинградский паренек».

У:

Что объединяет эти произведения?

Д:

Героико-патриотическая тематика, качества музыки, они написаны в народном духе.

Выставление оценок


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная