Вопрос 20 Место и роль НК РФ в системе налогового законодательства - Юриспунденкция
Учебные материалы


Вопрос 20 Место и роль НК РФ в системе налогового законодательства - Юриспунденкция



Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из принятых в соответствии с НК РФ законов субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются только представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Наименование таких нормативных правовых актов определяется уставом муниципального образования.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения:

- по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

- возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Особенностью отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, является то, что:

- данные отношения носят властный характер, то есть эти отношения всегда складываются между субъектами, один из которых обладает полномочиями по принятию решений (государство, органы местного самоуправления), обязательных для другого субъекта (физических лиц и организаций);

- данные отношения всегда связаны (прямо или косвенно) с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, то есть с установлением обязанности одного из субъектов произвести обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в форме отчуждения принадлежащих ему денежных средств;

- эти отношения складываются в связи с необходимостью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Законодательство о налогах и сборах распространяется не на все отношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации. Регулирование отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также отношений, возникающих в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

По вопросам налогообложения могут приниматься нормативные правовые акты не только органами законодательной (представительной) власти, но и органами исполнительной власти, а именно:

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- исполнительными органами местного самоуправления.

Такие нормативные правовые акты:

- могут издаваться только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях;

- издаются указанными органами в пределах их компетенции;

- не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а именно:

а) устанавливать новые виды налогов и сборов;

б) расширять перечень объектов налогообложения;

в) изменять налоговый период, налоговые ставки и порядок исчисления и уплаты налогов.

Нормативные правовые акты вышеуказанных органов могут содержать:

- положения, носящие разъяснительный характер;

- положения о порядке совершения каких-либо действий технического или организационного характера;

- положения, прямо или косвенно связанные с осуществлением налогового контроля.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер обязательно должны:

1) пройти государственную регистрацию в министерстве юстиции Российской Федерации;

2) быть официально опубликованы в «Российской газете» в течение 10 дней после их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

В противном случае такие нормативные правовые акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

НК РФ установлены также требования к срокам вступления в силу нормативных правовых актов, которые вводят новые налоги и сборы либо вносят какие-либо изменения в существующее налоговое законодательство. Это является одной из гарантий защиты интересов налогоплательщиков при налогообложении.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Это означает, что они не распространяются на отношения, возникшие раньше, чем законодательные акты вступили в действие.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу и могут вступать в силу со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это и также могут вступать в силу со дня их официального опубликования.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные НК РФ;

3) вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе Российской Федерации, либо использует эти понятия и термины в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах, признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации при наличии хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


dommodels.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная