Зацепил машиной пешехода, но он ушел: как не лишиться прав?

В утренние и вечерние часы в зимние месяцы видимость на дорогах падает, из-за чего водители плохо различают людей на обочинах и даже на пешеходных переходах. Особенно опасны участки дорог с минимальным количеством снега. Серый асфальт, залитый химическими реагентами, и столь же грязные обочины поглощают свет и делают людей и прочие объекты неразличимыми.

Яркая одежда

Чем заметнее пешеход на дороге, тем выше его безопасность. Достигается заметность с помощью яркой одежды и за счет применения специальных светоотражающих устройств или маячков. Особенно опасны неосвещенные пешеходные переходы в городах, а также на трассах. Водители обычное не тормозят перед ними, и перед тем, как вступить на зебру, необходимо удостовериться, что машина притормаживает и ее водитель видит пешехода. Яркая и светлая одежда может спасти жизнь.

В условиях плохой видимости и в темноте водитель может увидеть пешехода в зависимости от того, насколько ярка его одежда.

В черной одежде человек виден за 18 м.

В красной куртке — за 24 м.

В желтой куртке — за 37 м.

А в белой куртке — за 55 м. Статья по теме Внимание на дорогу. Причины ДТП — смартфоны в руках водителей и пешеходов

Нововведения в ПДД

Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.

Пешеход имеет преимущество в пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Его следует пропустить, и дать возможность закончить переход участка, даже если у водителя загорелся зеленый сигнал светофора.

Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.

Уступите дорогу пешеходу!

Нововведения в ПДД

В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах.

Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.

Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».

Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.

Читайте также:  Диета при язве желудка и двенадцатиперстной кишки

Формулировка «уступить дорогу» предполагает, что водитель вправе продолжать движение через пешеходный переход только в том случае, если пешеход находится далеко от дорожной разметки.

Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.

Предотвращение заторов

Нововведения в ПДД

Заторы на дорогах в мегаполисах — это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на «зебре», а это уже запрещено новой редакцией ПДД.

Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.

Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:

  • оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
  • стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.

Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.

Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:

  • разворачиваться;
  • оставлять свои автомобили;
  • двигаться назад.

Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.

Нововведения в ПДД

Трамвайные пути

В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях. Благодаря этому удалось устранить спорную ситуацию в старой редакции Правил.

Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.

В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу. В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.

Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.

Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.

Обгон на разметке

Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На «зебре» обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов.

Нововведения в ПДД

Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.

Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.

Читайте также:  Методика обучения технике опорных прыжков

Факт дорожно-транспортного происшествия

ПДД дает следующее определение дорожно-транспортному происшествию.

То есть ключевым условием для того, чтобы признать случившееся дорожно-транспортным происшествием, должны наступить любые из следующих последствий:

  • Причинение вреда здоровью;
  • Причинение вреда автомобилю;
  • Иной материальный ущерб.

Степень тяжести будет иметь значение лишь для квалификации нарушения ПДД по нужной статье. Если пешеход получил ушиб ноги в виде синяка – это ДТП. Если вы ему испачкали штаны то, формально, это так же материальный ущерб – расходы на химчистку. Разумеется, с мелкими расходами никто не будет подавать иск о возмещении ущерба пешеходу в ДТП, но для фиксации факта происшествия достаточного любого ущерба.

На практике к ДТП относят практически любой контакт физический между участникам движения, а уж между автомобилем и пешеходом – подавно.

Так же в ПДД прописаны обязанности водителя в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Вот они.

Получается, что для формального исполнения обязанностей в связи с ДТП и в случае, если вы зацепили пешехода, воитель обязан:

  • Остановить автомобиль, включить аварийку и выставить знак остановки;
  • Убедиться, что никто не пострадал;
  • Переговорить с пешеходом и получить от него заверения, что никаких повреждений нет, ущерба тоже. В идеале поможет расписка, но достаточно будет и записи на видео.

Если же пешеход убежал/ушел и отказался общаться – лучше вызвать ГИБДД. Увы, лучше потерять пару часов времени чем водительские права или несколько дней на суды с доказыванием своей невиновности.

В случаях, когда участников такого ДТП является ребенок  (в том числе – на переходе), то оставаться на месте нужно ВСЕГДА и вызывать ГИБДД. Ребенок не в состоянии адекватно оценить ситуацию и, будучи испуганным, может убежать даже имея какие-либо повреждения. Поэтому всегда вызывайте ГИБДД и фиксируйте факт происшествия. Да, вас оштрафуют, но это лучше чем лишение прав.

Судебная практика

Случай наезда не на пешеходном переходе

Человек сбил пешехода на трассе в темное время суток. Погодные условия были плохие – дождь, туман, по краям дороги стояли фуры, которые останавливались на ночлег.

На дороге шли ремонтные работы. Двигаясь за фурой, женщина водитель выбрала правильную скорость движения.

Фура несколько раз перестроилась, женщина перестраивалась вслед за ней. Затем фура резко сдала влево, и женщина увидела пешехода, который шел по краю дороги в 10 метрах от автомобиля. Женщина нажала на тормоза, машину несколько раз занесло, чуть не вытащило на стоящую на обочине фуру.

Судебная практика

Применив экстренное торможение, водитель не смогла справиться с ситуацией и допустила наезд на пешехода. У него оказались телесные повреждения средней тяжести. Изучив все обстоятельства дела, прокуратура отказала в возбуждении дела.

Потерпевший подал иск в суд и предложил женщине водителю оплатить 300 000 рублей, вместо заявленных в суд 500 000 рублей. Водитель отказалась. В возбуждении дела потерпевшему было отказано, суд иск о моральном ущербе не удовлетворил.

Читайте также:  Лечение острого и хронического панкреатита

Случай наезда на пешеходном переходе

Водитель двигался с небольшой скоростью по улице города. Проехав больше половины пешеходного перехода, он почувствовал удар в заднюю часть автомобиля. Выйдя из машины, водитель увидел на дороге мужчину, который сидел на дороге и держался за грудную клетку. Не дожидаясь скорой помощи, мужчины поехали в больницу. Пострадавшему констатировали перелом берцовой кости со смещением.

Обменявшись контактами и дав денежные средства на лечения, водитель поехал по своим делам. Мужчины договорились о плате за лечение и моральный ущерб в определенную сумму и дату. Собрав необходимые средства, водитель хотел отвезти ее пострадавшему, но ему на телефон поступил звонок от родственника сбитого мужчины.

Родственник сообщил, что заявление уже подано, все деньги они получат через суд. Водителя признали виновным не только в ДТП, но и в оставлении места происшествия.

Все действия повлекли за собой оплату штрафа, лишение водительского удостоверения на 3 года, моральный ущерб, который составил в 2 раза меньше запрашиваемой истцом суммы (меньше средств, обещанных водителем к выплате потерпевшему).

Судебная практика

Наезд на пешехода является тяжелым нарушением. Водитель управляет средством повышенной опасности, поэтому в подавляющем большинстве именно он остается виновником дорожно-транспортного происшествия.

Наказание за наезд может быть вплоть до реального лишения свободы, поэтому нужно быть собранным и внимательным во время управления транспортным средством, полностью концентрироваться на процессе и участниках дорожного движения.

Заключение

Если вы стали свидетелем или очевидцем дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими, то у вас может возникнуть резонный вопрос о том, стоит ли оказывать помощь раненым или ограничиться вызовом на место происшествия бригады медиков. В Российской Федерации в настоящее время не предусмотрена ответственность за неоказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для обычных граждан, которые не являются врачами и не относятся к иным категориям работников, связанных со сферой здравоохранения или спасения жизней.

Но не стоит забывать, что навыками оказания самой первой помощи должен обладать любой участник дорожного движения. От этого может зависеть жизнь человека. Нередко бригада «Скорой» не успевает оперативно прибыть на место происшествия: в городе из-за пробок, а на трассе из-за того, что аварии нередко случаются вдалеке от населенных пунктов. А ведь именно помощь, оказанная пострадавшему в первые 60 минут после получения ранения, считается самой эффективной.

Ваши неумелые и неквалифицированные действия могут привести к тому, что вы только усугубите положение, даже если будете стараться помочь. Поэтому знания об оказании первой помощи пострадавшим никогда не будут лишними.