Характеристика речи и коррекционная работа при ОНР 1 уровня у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это распространённая детская патология. Данный диагноз врач педиатр может поставить малышу после того, как ему исполнится три года. Именно в этом возрасте можно судить об основных критериях формирования речи. Однако дети часто начинают говорить позднее положенного срока, соответственно все периоды формирования данной функции впоследствии приходят с опозданием.

Типичные проявления ОНР

В речи:

  • разговор малопонятен и неразборчив;
  • фразы строятся грамматически неправильно;
  • речевое взаимодействие имеет низкую активность, слова воспринимаются с отставанием при их самостоятельном использовании;
  • первое произношение первых слов и простых фраз в позднем возрасте (вместо 1,5-2 лет в 3-5 лет).

При общем развитии психики:

  • новые слова плохо запоминаются и произносятся, память неразвита;
  • последовательность действий нарушена, простые инструкции выполняются с большим трудом;
  • внимание рассеяно, нет навыков, чтобы сосредоточиться;
  • логическое словесное обобщение затруднено, нет навыков анализа, сравнения предметов, разделения их по признакам и свойствам.

Развитие мелкой и крупной моторики:

  • мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
  • у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
  • координация движений нарушена;
  • ритмика неразвита;
  • при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.
Типичные проявления ОНР

Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Читайте также:  Влияет ли запор у кормящей мамы на ребенка?

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  •  Малопонятный говор.

Прогноз и профилактика

Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако ввиду некоторых учебных трудностей им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.

Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.

Для того, чтобы своевременно выявить речевые дефекты, детям в возрасте от двух-трех лет рекомендуется посетить логопеда.

Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития. При обучении в начальной школе детям необходимы занятия на школьном логопункте, так как они входят в группу риска по формированию нарушений чтения и письма.

В качестве первичной профилактики ОНР необходимо предупреждать ранние повреждения речевых органов и центров, вследствие которых развивается тяжелая логопатология. Для того чтобы предотвратить учебные трудности и отставание в когнитивном развитии следует своевременно выявлять тяжелые речевые дефекты и корректировать их.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ОНР.

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный) Микротоковую рефлексотерапию для лечения ОНР 1, 2, 3, 4 уровня проводят только в подразделениях «Реацентра»по Росиии в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент, Фергана.

НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Выберите город:

    • Самара — Отделение №1
    • Самара — Отделение №2
    • Самара-Пансионат
    • Казань
    • Волгоград
    • Оренбург
    • Тольятти — Новый город
    • Тольятти — Старый город
    • Саратов
    • Ульяновск
    • Алматы
    • Набережные Челны
    • Ижевск
    • Уфа
    • Астрахань
    • Екатеринбург
    • Санкт-Петербург
    • Кемерово
    • Пансионат в Астрахани
    • Калининград
    • Барнаул
    • Челябинск
    • Ташкент

Классификация речевых нарушений

Общее недоразвитие речи разделяется не только по уровням, но и по классификации, при чем как для устной, так и для письменной.

Для деления на классификации устной речи, были учтены следующие отклонения:

  • неправильное голосообразование;
  • сбои в плавности речи и скорости произношения;
  • нарушения в произношении звуков;
  • несоблюдение интонации.

Далее в таблице рассмотрены основные классификации для устной и письменной речи:

Устная речь Письменная речь
Внешнее недоразвитие речь Внутреннее недоразвитие речи
Дисфония. Нарушение речи вызвано развитием отклонения в голосовом аппарате. Патология может возникнуть в любом возрасте и выражается полным отсутствием речи, охриплостью или искажением произношения звуков. Алалия. Полное или практически полное отсутствие речи из-за поражения клеток головного мозга (в период внутриутробного развития) отвечающих за речь. Дисграфия. Проявляется переменой местами букв при написании слов.
Брадилалия. Нарушение речи проявляется растягиванием гласных звуков и замедлением произношения слов.
Тахилалия. Патология характеризуется быстрым произношением слов.
Заикание. Нарушение речи выражается прерывистым произношением слов, патология возникает из-за судорог мышечной ткани в речевом аппарате. Заикание часто усиливается при волнении. Афазия. Также выражается полным или практически полным отсутствием речи из-за нарушения деятельности клеток головного мозга. В данном случае патология вызвана травмами или осложнением от тяжелых заболеваний. Дислексия. Патология выражается отсутствием распознавания букв или объединения слогов из-за нарушения деятельности нервной системы. В результате чтение невозможно.
Дислалия. Патология проявляется неправильным произношением звуков, при отсутствии отклонений в развитии речевого и слухового аппарата. Нарушение может возникнуть, например, из-за неправильной постановки языка или если ребенок не знает, как правильно произносить данный звук.
Ринолалия. Нарушение речи характеризуется гнусавостью, которая возникает из-за неправильного развития речевого аппарата (воздух при произношении слов выходит не через рот, а через носовую полость).
Дизартрия. Патология вызвана нарушением деятельности нервных клеток, отвечающих за речь.
Читайте также:  Грудничковое плавание: с какого возраста и чем полезно

При этом 11 классификаций устной речи и 2 классификации письменной также имеют дальнейшее разделение по степеням тяжести.