Игры для гиперактивных детей школьного возраста

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Как развивать внимание и память у детей

В конце дошкольного детства познавательные процессы у детей значительно лучше, чем год-два назад. К этому моменту будущие школьники уже способны использовать логические приемы, навыки чтения и письма, да и, самое главное, нервная система становится способной выдерживать более серьезные нагрузки, чем, например, в средней или старшей группе. Конечно, для совершенствования познавательных процессов по-прежнему можно и даже необходимо использовать не только специальные упражнения, но также и разные игры на развитие внимания и памяти.

Как развивать внимание и память у детей

Для этой цели отлично подходят как готовые методические наборы, так и упражнения с использованием подручных материалов (игрушек, картинок, конструкторов, природного материала). Развивать внимание и память детей можно как в ходе тематических занятий, так и в свободной деятельности — на прогулке, в очереди, в транспорте.

Игры на внимание

«Рисуем в воздухе». Пальчиком рисуем в воздухе круг, цветок, солнышко и т.д. Мама рисует, ребенок отгадывает, потом меняемся.

«Найди в темноте». На стол выкладываются три-четыре предмета, например, расческа, книга, ручка, игрушка. Ребенок запоминает их расположение. Затем ему завязываются глаза. Взрослый просит взять тот предмет, который он назовет.

Игра «Зеркало». Взрослый показывает движения, а ребенок «отражает» его как в зеркале.

Игра «Найди букву» для школьников. Откроем книгу на любой странице, будем искать буквы, слоги, слова. За каждый найденный элемент – 1 балл.

Читайте также:  1 неделя беременности после зачатия могут ли быть месячные

«Окно Шульца». В квадрат вписываются числа от одного до 25. Задача ребенка назвать все числа по порядку. 1 19 11 3 7 25 8 16 21 15 14 20 24 5 12 4 22 2 23 9 17 10 13 18 6

Кукольный театр — прекрасное средство для развития речи, внимания, коммуникативных навыков. Театральные постановки полезно включать в игры для гиперактивных детей. Сюжет и поведение героев задает взрослый, а ребенок должен точно соблюдать эти установки.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать  на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Читайте также:  Каких врачей проходят при беременности?

Чего делать нельзя?

Когда родители приняли решение развивать в ребенке усидчивость и приучать его не бросать начатое дело на полпути, они должны понимать, что нужно обязательно избегать недовольства ребенка и конфликтов с ним.

Когда у ребенка что-то не выходит, он конечно хочет бросить начатое и переключиться на другое занятие.

Ругать его за это нельзя, нужно помочь вернуть интерес к прерванному делу.

Не стоит критиковать ребенка, сравнивать его с другими детьми (не в пользу ребенка).

Нужно показать ему как можно решить проблему, объяснить, что ошибки допускает каждый человек когда чему-то учится, и это вполне нормально.

Если ребенок устал, и не желает возвращаться к прерванному делу, не навязывайте его ему. Отложите, но с условием, что позже вы вернетесь к начатому и обязательно все закончите.

Игры для развития контроля двигательной активностью

1. Игра Договор с руками. Помогает детям научиться самоконтролю за своими действиями. Если ребенок как-нибудь нашалил, что-нибудь сломал, кого-нибудь обидел, с кем-нибудь подрался и т.п. попросите ребенка обвести свою ладошку на бумагу (или сами обводим, если ему пока трудно). Потом попросите оживить нарисованные пальчики – пусть нарисует глазки, ротик, носик у каждого пальчика. Расскажите ребенку, то это его пальчики и вы хотите поговорить с ними. Начните разговор: «как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «что вам больше нравится?», «что вы не любите делать?» и т.д. Если ребенок затрудняется вести диалог, можете отвечать за него. Обязательно отметьте, что руки очень хорошие! Они много чего умеют делать, обязательно перечислите, что умеют руки , рассказывая, как это здорово! Расскажите, что руки иногда не слушаются своего хозяина, но хозяин обязательно поможет им и научит свои руки слушать его. Пусть руки заключат соглашение с хозяином, что в течении завтрашнего дня они будут послушными и будут делать только хорошие поступки: здороваться, обнимать родных, мастерить, любить свои игрушки. На завтра снова проговорить, что делали руки (если руки иногда не слушались, то все равно похвалить за то, что старались соблюдать договор) и заключить договор на новый срок, например на 2 дня (или, если рановато, то опять на 1 день).

Упражнение Маленькая птичка

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.