Когда дети начинают говорить – нормы развития речи

Развитие годовалого ребенка направлено не только на физическое и психоэмоциональное развитие, но и на познание окружающего мира. Именно этот период принято считать переходным и одним из самых сложных как для крохи, так и для его родителей.
[Скрыть]

Психоэмоциональное развитие ребенка в год

К концу двенадцатого месяца ребенок понимает более двадцати слов и знает названия всех предметов, которые он использует в обиходе или видит перед собой ежедневно. Пока произношение у малыша неправильное, он может менять местами слоги в словах и выговаривать не все буквы. В большинстве случаев в одно слово ребенок вкладывает сразу несколько значений.

В годовалом возрасте малыш с радостью общается со сверстниками и тянется к ним, но, к сожалению, бесконфликтное общение он еще не освоил.

Теперь малыш четко осознает, как нужно себя вести с каждым из членов семьи. Он чувствует мягкое отношение мамы к себе и в ее присутствии может баловаться и активно ею манипулировать. Карапуз знает, что с отцом или бабушкой, такое поведение недопустимо.

В двенадцать месяцев с ребенком становится сложно играть. Он начинает устанавливать свои правила, большинство из которых неприемлемы для взрослых. Он начинает упрямиться и делать те вещи, которые запрещены. К примеру, бросаться песком в песочнице или дергать животных за уши и хвост.

Психоэмоциональное развитие ребенка в год

С годовалого возраста у ребенка начинает проявляться долговременная память. Малыш может с легкостью запомнить, чем он занимался вчера или даже позавчера. Во взрослом возрасте некоторые люди могут помнить, что с ними происходило в год или даже раньше, именно благодаря долговременной памяти.

Во время прослушивания музыкальных композиций, ребенок старается подпевать, а иногда и пританцовывать. В этом возрасте уже может выполнять простые просьбы взрослых.

С годовалого возраста, родители начинают замечать, как в развитии ребенка наступает очень сложный переходный момент, когда карапуз становится абсолютно не похожим на себя. Это изменение носит название кризиса первого года. Оно проявляется в непослушании и упрямстве, резком повышении самостоятельности и отказе от помощи взрослых, обидчивости, плаксивости и противоречивости в поведении. Также могут присутствовать и другие проявления.

Читайте также:  Как часто можно принимать флемоксин солютаб детям

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Кто (что) это?
  • Какой?
  • Что делает?

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
  • первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
  • второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
  • третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.

Речевое развитие дошкольников

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

Советы родителям

Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Читайте также:  Как помочь ребенку научиться ползать на четвереньках?

Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.

Методика развития письменной речи детей младшего школьного возраста

Специалисты относят к письменной речи как непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, так и их воспроизведение написанного, то есть чтение. Формирование письменной речи является осознанным процессом, результатом целенаправленного обучения. Соответственно, некоторые сложности могут возникать у детей из-за несовершенства психологической сферы — внимания, усидчивости, концентрации, мотивации к учебе. Однако далеко не всегда методом преодоления проблем являются воспитательные меры. Часто нарушения письменной речи имеют более серьезные причины, не зависящие от прилежания вашего ребенка-школьника.

Развитие письменной речи подразумевает такие навыки и умения ученика начальных классов:

— понимать тему написанного;

— подбирать и обрабатывать материал по теме;

— пользоваться существующими средствами языка;

— исправлять, совершенствовать свою деятельность.

На сегодняшний день существует три направления по развитию письменной речи ребенка:

— работа с изображениями — расширяет словарный запас, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения. Зрительные образы, которые дают картины, вызывает в учеников эмоции и воспитывает образность, яркость речи. Благодаря работе с картинками дети учатся грамотно строить предложения;

Методика развития письменной речи детей младшего школьного возраста

— письменное сочинение в разных направлениях: по сюжетным картинкам, по одной картине, о герое картины или прочитанного произведения, от имени одного из героев картины;

— сочинение стихотворений – помогает не только формировать навыки правильной письменной речи младшего школьника, но и развивает творческие способности ребенка.

Читайте также:  Какие леденцы от горла можно беременным в первом триместре

Развивать все три направления помогают нестандартные упражнения, которые можно выполнять на уроках с учителем или с родителями в домашних условиях. Ниже приводятся некоторые из них.

Загадки – добавлялки

Приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Например:

Красные щетки, Пестрые платочки, Хлопают в ладошки Веселые …(матрешки).

У меня пропал носок, Утащил его …(щенок).

Подготовлен самолет, Он отправится в …(полет).

Посмотри в словарь

Ребенку предлагается 3-5 незнакомых слова, значения которых он должен узнать в словаре и выучить. Это упражнение помогает научиться формировать значение тех или иных слов.

«Корреспондент» напиши заметку в газету

Ребенку на выбор предлагается несколько тем, например, «Школьная столовая», «Интересный урок», «Мой одноклассник» и.т.д. Ученик выбирает тему, составляет к ней план и пишет «заметку в газету».

«Поменяй местами» – упражнение на развитие скорости строить предложения

Ребенку следует быстро найти ошибку в предложении и исправить ее. Например, «Красная ёлочка растёт в огороде», «Зелёная морковка радует ребят».

Методика развития письменной речи детей младшего школьного возраста

Также эффективно помогают развивать письменную речь такие методы:

— описание любимой игрушки ребенка. В первый раз можно начать с описания в два-три слова, затем, постепенно повышая количество слов, довести описание до семи-восьми определений;

— ребенку предлагается выбрать какой-либо предмет в помещении, а затем, написать о нем сказку или историю;

— ученику предлагается вспомнить о наиболее скучном дне его жизни или о самом сильном впечатлении. Ребенок все равно что-то сможет припомнить, ведь сильные впечатления остаются в памяти надолго. Затем нужно предложить ему описать это событие или скучный день. Если у ребенка будут трудности с написанием каких-либо слов, взрослый должен помочь ему;

— ребенку предлагается составить список всего, чего он боится. Затем он должен выбрать один страх и написать о нем забавную историю. Важно не высмеять кроху за страх, а наоборот поддержать и помочь побороть боязнь. Детские страхи очень серьезны для ребенка;

— ребенку предлагается описать все те занятия, которыми он мог бы заниматься во время непогоды и составить приключенческий рассказ.