Зачем и как развивать мелкую моторику рук у ребенка

Все слышали о том, что мелкую моторику важно развивать с малых лет. Зачем это нужно, как это связано с запуском речи и как организовать занятия дома? Расскажем подробно.

Игры от 7- месяцев до 1,лет

Перелистывание книг-раскладушек

Поместите книги с яркими крупными иллюстрациями и твёрдыми страницами в зону доступа ребёнка. Сюда же можно отнести сенсорные книжки с разными окошками, кармашками, пуговками, тактильными вставками: пушистыми, шершавыми, гладкими, жёсткими и т. п. Возьмите книжки-пищалки, при нажатии на которые малыш слышит звук, что стимулирует его предпринимать попытки к воздействию на музыкальную часть вновь и вновь.

Игры с пирамидкой

Для начала научите малыша снимать и надевать кольца на стержень так, как ему хочется. Затем обращайте внимание на разную величину колец: находите самое большое колечко, затем — поменьше и самое маленькое. Раскладывайте кольца вперемешку, предлагая найти поочередно самое большое и самое маленькое. Стройте башню или дорожку. После 2-х лет предложите ребёнку соотносить размеры колец с закрытыми глазами.

Игры с матрёшкой

Познакомьте кроху с матрёшкой, рассмотрите её. Со словами «Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!» откройте и покажите её сестриц. Подчеркните их различие по росту, покажите, как все матрёшки прячутся одна в другую. Предложите разобрать и собрать их самостоятельно.

Баночки с крупами

Возьмите баночки из-под детского питания, наполните их крупами, предложить малышу мерную ложку и мисочку. Дети очень любят пересыпать, перекладывать, запускать ручки в природный материал.

Когда ваш кроха подрастёт, придёт время для составления композиций на панно из пластилина, выкладывая на его поверхность «дорожку» — семечки тыквы, «травку» — макароны «паутинка» и т. д.

Какие еще занятия и игры помогают развить крупную моторику?

В первую очередь, это, конечно, любые подвижные игры дома и на улице – мяч, скакалка, прыжки на батуте, салочки, классики и т. д. Обязательно купите ребенку самокат или велосипед. Дома можно танцевать под детские песенки – среди них есть и веселые энергичные мелодии, и медленные лирические произведения.

Очень важно приобщать малыша к спорту, даже если вы сами не очень активно им занимаетесь. Обязательно начинайте день с утренней гимнастики (пусть даже это будет всего несколько простых упражнений). Она поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением, являясь прекрасным ежедневным ритуалом, которые так любят дети.

Если рядом с домом есть стадион, проводите там больше времени. Ходите с ребенком по беговым дорожкам, играйте в футбол на настоящем поле, посоревнуйтесь, кто дальше прыгнет. Смелого малыша можно поставить на бревно и, страхуя его, помочь пройти до конца. Вис на турнике (родители опять же страхуют от падения) очень полезен для вестибулярного аппарата. Даже обычная ласточка даст отличный результат, если выполнять это упражнение регулярно. Если есть возможность, установите небольшой спортивный комплекс в детской комнате: мат, канат, шведская стенка, баскетбольная корзина, турник – все, что нужно для развития крупной моторики, легко уместится на площади 1 кв. м. Есть дома фитбол? Отлично, ведь с ним можно прыгать, катить перед собой, доставать предметы, лежа на нем.

Домашние дела тоже отлично развивают крупную моторику. Давайте ребенку посильные поручения, например, протереть со стола крошки, убрать игрушки (здорово, если их нужно поставить на полки разной высоты), вынуть из машинки белье и развесить его на сушилке (отрегулируйте ее по росту малыша) или подмести пол. Если вы что-то готовите, поручите смешать некоторые ингредиенты в миске. Дети, как правило, очень серьезно относятся к «взрослым» делам и выполняют их ответственно, с большим интересом.

Главное условие любых развивающих упражнений – систематическое выполнение. Если вы не уверены, что сможете заниматься с ребенком регулярно дома, то лучше записаться на групповые занятия по ритмике или танцам, детской йоге.

Лепка из теста или пластилина: творя красоту, развиваем мозг

Лепка из подручных материалов – теста, глины, пластилина – является той сферой изобразительной деятельности, которая не только учит ребенка прекрасному, развивая хороший эстетический вкус, но и анализировать окружающие предметы и явления.

При этом заметно улучшается координация движений и общее состояние мускулатуры, снимается нервное напряжение и страхи и нормализуется эмоциональный фон малыша. Именно поэтому пластилинография как средство развития мелкой моторики обладает высокой эффективностью результата.

Основной принцип данной техники заключается в создании лепной картинки из пластилина. Основой могут служить бумага или картон, но главным инструментом должна стать маленькая ручка. Отбросьте неуверенность и сомнения, ведь вы – мамы особенных деток, а это значит, что все, вышедшее из-под руки вашего маленького творца, достойно быть увиденным миром.

Пластилин – материал мягкий и податливый, не бойтесь испортить его и подарите малышу настоящую свободу действий. Эту долгожданную свободу обязательно почувствуют его руки, становясь более сильными, пальцы – дифференцированными, а движения – согласованными и скоординированными.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики является не менее эффективным методом, чем лепка из пластилина, ведь тесто по своей структуре более теплое, нежное, «живое», поэтому главной целью должно стать перенесение податливости материала на скованные верхние конечности, максимально расслабляя их.

Работать с тестом намного легче, оно не пачкает руки и не нуждается в предварительном разогреве. Кроме того, игровой процесс с ним может стать еще интереснее, ведь цвет материала вы можете выбрать вместе с ребенком и даже создать самостоятельно, раскрасив разными оттенками, совмещая таким образом два вида изобразительного искусства.

В ходе лепки можно использовать следующие приемы:

  • разминание – надавливание пальчиками на материал;
  • отщипывание – отделение кусочков и фрагментов отдельными пальцами, стремясь не отрывать кусок, а прищипывать его с края;
  • пошлепывание – хлопки по тесту с максимальной энергичностью расправленными пальцами (в идеале можно изменять двигательный размах);
  • сплющивание – превращение кусочка теста в плоский блинчик с помощью пальцев.

Ход занятия:

Дети усаживаются на стульчики

  • Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)
  • Правильно. Это книжка – раскладушка со сказкой «Репка». Кто живет в этой книжке? (бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка)

Воспитатель открывает книжку-раскладушку и ставит ее на стол перед детьми. Пальчиковая гимнастика «…»

  • Сейчас Мы с Вами, вспомним эту сказку ещё раз, но по ходу, я буду останавливать ваш рассказ. Антон В. начнёт рассказывать (Посадил дед репка. Выросла, репка большая пре большая. Стал дед репку тянуть, тянет потянет вытянуть не может. Позвал дед бабку.)
  • Посмотрите, что делает бабка? (Ответы детей)
  • А бабке некогда, она грибы сушит на зиму, ни как не может помочь деду. Ребята, а давайте мы поможем бабке и развесим грибочки на верёвочку. (каждый ребёнок берёт по одному грибочку и по одной прищепке и по очереди друг за другом развешивают грибы и усаживаются на места) Продолжит рассказывать сказку Алеся Б. (Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.)
  • Что же делает внучка? (Ответы детей)
  • Она строит коробку для репки, но одной ей не справиться, ей помогут Арсений Г. и Данил Г. (дети помогают строить и усаживаются на места)
  • Дальше продолжит рассказ Алиса Д. ( Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.)
  • А Жучка не может помочь репку тянуть, ей подкрепиться надо, чтобы сила прибавилась. Сейчас Мы с вами её накормим. А, что кушают собачки? (ответы детей – косточки) В этой миске, лежит смесь, из неё нужно достать только косточки и переложить их в Жучкину миску. Помогут накормить Жучку Лейла А. и Даша З. Жучка наелась и пошла помогать внучке репку тянуть. Продолжит рассказывать сказку Вероника З. (Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку)
  • Не хочет кошка лохматая на помощь бежать, сейчас мы её погладим, и она поможет Жучке. (продолжает воспитатель – Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка – мышку)
  • А мышка в своей норке крупу разбирает и ей необходима наша помощь, нужно горох и фасоль по разным тарелочкам разложить, а поможет мышке Серёжа С.
  • Прибежала мышка на помощь ухватилась за кошку все дружно тянут потянут, вытянули репку.
  • Помогли Мы героям сказки? (Ответы детей)
  • Как мы помогали героям сказки? Что делали? (Ответы детей)
Ход занятия:

Молодцы! Правильно. Ребята, как вы думаете, дед, бабка, внучка, кошка, Жучка и мышка радовались репке? (ответы детей)

Читайте также: 

Вот как они радовались:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

Вот как веселились герои сказки. И мы повеселились.

Ход занятия:

Кстати, рекомендую прочитать:

Занятие для детей младшей группы по познавательно — речевому развитию во 2 младшей группеОпубликовано:

Приветствую вас дорогие читатели, на связи Татьяна Сухих и сегодня…

3 комментарияВстреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном двореОпубликовано:

Приветствую вас  уважаемые читатели, с вами Татьяна Сухих и сегодня…

6 комментариев5 / 5 ( 1 голос )

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

К организации занятий с ребенком следует подходить с фантазией, отталкиваясь от четырех основных принципов:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • предпочтения ребенка;
  • игровой формат занятий;
  • постоянная динамика.

Из предыдущего пункта вы узнали, что каждому возрасту соответствует свой уровень развития мелкой моторики, поэтому не стоит требовать от трехлетки написания прописных букв — вначале нужно отработать с ним элементы попроще.

Занятия с дошкольником не должны быть долгими и утомительными, если вы заметили, что ребенку скучно, меняйте вид деятельности, разбавляйте его физической активностью. Используйте в занятиях атрибуты его любимых героев сказок и мультфильмов, любимые игрушки.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

Планируя занятия с ребенком, помните о том, что любой прогресс достигается только в динамике. Эффекта не будет, если изо дня в день повторять одни и те же упражнения, — их нужно усложнять, видоизменять, комбинировать. Это даст хороший толчок в развитии.

Помощь по дому развивает моторику не хуже игрушек и специальных упражнений. Протирание пыли, мытье и вытирание посуды, подметание только взрослому кажутся рутиной, для ребенка это — новый увлекательный мир, в котором он, как взрослый, делает важные дела.

Читайте также:  Xlear, Солевой назальный спрей с ксилитолом, быстрого действия, 45 мл

Во время рисования, лепки или аппликации важно требовать аккуратности. Ведь в любой работе важен результат, ребенок должен им гордиться, чтобы иметь стимул развиваться дальше. Помогайте ему доводить работу до совершенства.

Хвалите за успехи, радуйтесь вместе маленьким победам и не позволяйте себе излишней критики. Поддержка и одобрение — важное условие гармоничного развития личности ребенка.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Полезно: Все что нужно знать о весе и росте новорожденного ребенка

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

Лепка для развития тактильных ощущений
  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику можно и при помощи специальных игрушек. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой.

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Хорошими игрушками на развитие моторики для детей 2 лет будут такие:

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Игры с бусами:

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Болтики и винты:

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Мозаика:

Игрушки на развитие мелкой моторики.

(Играм с мозаикой посвящены вот эти статьи нашего сайта: статья 1, статья 2, статья 3).

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Игры с Лего:

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Это конечно еще не все игры по развитию моторики для детей 2 лет! Надеюсь еще успею рассказать об остальных!

Игрушки на развитие мелкой моторики.

А как развиваете моторику ребенка вы? Поделитесь! Ведь это очень интересно!

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Чтобы не потерять эту статью — добавьте ссылку на свою страничку в социальной сети:

Игрушки на развитие мелкой моторики.

Важно: Я буду рада если вы полностью или частично выложите текст или фотографии (исключая те, что помечены знаком ©) из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом соблюдайте важное условие — укажите активную ссылку на источник (при отсутствии активной ссылки я буду вот такой — вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно).

Игрушки на развитие мелкой моторики.