Занятия по развитию памяти и внимания у детей 3-4-5-6 лет

При подготовке детей к первому классу необходимо работать над развитием памяти с помощью различных упражнений и игр. Хорошая память – залог успеваемости Вашего ребенка в школе и дальнейшего успешного развития его, как личности.

Возрастные нормы

  • До года у детей превалирует моторная память. Они лучше всего запоминают и могут воспроизвести повторяющиеся действия и движения.
  • От года до двух происходит активное развитие нервной системы. Ребенок запоминает окружающих людей (помимо членов семьи), события, эмоциональные переживания. Кстати, «воспоминания детства» — то, что для взрослых людей олицетворяет чувство детского счастья, — как правило, относятся к этому возрасту.
  • Однако до 4 лет у детей память и внимание являются непроизвольными. Яркие предметы, сильные эмоции привлекают внимание и запоминаются сами собой. Специальных техник и методик для запоминания и удержания внимания дети пока не знают и пользоваться ими не могут.
  • В дошкольном возрасте — от 4 до 6-7 лет происходит большой рывок в развитии психических функций. Появившаяся возможность самоконтроля позволяет ребенку развивать произвольные внимание и память.

Игры на повторение движений

Кто из малышей не любит кривляться перед зеркалом? Направьте эту энергию в полезное для него русло – для развития двигательной памяти. Станьте с ним перед зеркалом и выполните несколько простых движений, например, поднимите руку, наклонитесь и покажите язык. Пусть маленький шалун попытается повторить за вами. Постепенно усложняйте связки, увеличивая количество движений.

Игры на повторение движений

Похожую игру для развития памяти и внимания можно придумать, сидя на диване. Предложите малышу повторять за вами череду жестов. Для деток постарше можете придумать интересный игровой сюжет (например, передавать зашифрованную информацию тайному агенту-зайчику).

Читайте также:  Готовый комплекс упражнений для утренней зарядки для женщин и мужчин

Задания для Развития Памяти у Детей

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей

Поскольку в дошкольном детстве начинает формироваться словесно-логическая память, на занятиях в ДОУ будут актуальны следующие упражнения:

Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
  • «Собираем чемодан». Дети по очереди нанизывают на фразу слова: «Я собираю в дорогу чемодан и кладу в него шарф, очки, книгу…». Побеждает тот, кто сможет запомнить самую длинную фразу.
  • «Рифмовка». Ребёнок подбирает рифмы к написанным/названным словам или находит как можно больше слов к одному заданному.
  • «Инструкция». Взрослый просить выполнить ребёнка что-то по инструкции. Ребёнок запоминает и воспроизводит цепочку действий.
  • «Ассоциации». Ребёнок находит слова-ассоциации для называемых взрослым: лето-жара, дождь-зонтик. Для читающих детей слова даются на карточке.
  • «Повторение фраз». Педагог проговаривает 3–4 короткие фразы: «Девочка играет в мяч. Мальчик кормит котёнка. Мама готовит обед. Бабушка вяжет шарф». Ребёнок повторяет. Если возникают трудности с запоминанием, воспитаннику предлагается сделать рисунки-напоминания под озвученные фразы.
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей

Что должен уметь ребёнок в года

В этом возрасте бо́льшая часть малышей умеет выполнять следующие действия:

Что должен уметь ребёнок в года
  • слушать длинные сказки;
  • запоминать песни и стихи;
  • спрашивать обо всём;
  • глядя на картинку, пересказывать сказку;
  • составлять простые и сложные предложения;
  • лазить, прыгать и бегать;
  • заниматься чем-либо более 5 минут;
  • называть своё имя, возраст и фамилию;
  • говорить о себе в первом лице;
  • называть части тела и показывать на них;
  • знать цифры, формы и цвета;
  • общаться с другими детьми;
  • благодарить, прощаться и здороваться;
  • одновременно делать несколько действий;
  • правильно сортировать предметы по назначению, цветам и формам;
  • собирать игрушки, состоящие из нескольких деталей;
  • кататься на качелях, велосипеде с 3 колёсами и санках;
  • играть в подвижные и ролевые игры;
  • аккуратно кушать;
  • рисовать;
  • пользоваться носовым платком;
  • одеваться, застёгивать пуговицы, одевать обувь и завязывать шнурки, раздеваться;
  • складывать и убирать свои вещи.
Читайте также:  10 лучших витаминов во 2 триместре для беременных

Использование упражнений в работе со старшими дошкольниками

У старших детей упражнения, направленные на запоминание предметов окружающего мира, становятся более сложными, способствующими формированию произвольной памяти. Например, ассоциации. Подбираются взаимосвязанные между собой пары слов: зима-мороз, лес-грибы, зонт-дождь, ваза-цветы, краски-кисточка и т. д. Ведущий называет одно слово из пары, а игроки вспоминают второе слово.

Для развития у ребят интереса к упражнению можно меняться ролями или увеличивать количество слов, постепенно переходить к ассоциативному ряду. В таком ряду для запоминания даётся несколько слов, связанных по смыслу между собой, например, тюльпан, букет, ваза, праздник, мама. Или гроза, дождь, лужа, сапоги. Подобная работа проводится с цифрами или буквами, когда взрослый подбирает ряд знаков, который должен запомнить дошкольник.

Упражнения на сохранение и воспроизведение информации у старших детей усложняются тем, что при их проведении, как правило, в целях подготовки к школе решается несколько задач. Например, «Кто больше назовёт?» на воспроизведение объекта обусловленной формы, цвета или подгруппы, когда за короткий интервал времени игрокам предлагается назвать пять объектов овальной или круглой геометрической формы, определённого цвета, пять фруктов или овощей и т. д. Из игры выбывает не успевший назвать предметы. В подобных действиях развивается словесно-логическая память, закрепляются знания о свойствах материального мира, расширяется словарный запас.

Для детей этого возраста будут интересны групповые занятия, так как дошкольникам важны достижения в кругу своих сверстников. Поэтому можно предложить такие из них:

  1. «Повтори слово за мной и добавь своё», когда каждый игрок повторяет предыдущее слово и добавляет своё;
  2. «Кто больше запомнит картинок?»;
  3. «Превратись в своё любимое животное», в котором игроки вспоминают своих любимых кошек, собачек, хомячков или птиц, демонстрируют их повадки;
  4. Для развития тактильной и двигательной памяти, что крайне важно в целях подготовки к школе, игрокам можно предлагать «Завяжем морские узлы», «Отгадай, что у тебя в руке? » (по типу «Чудесного мешочка» узнавание предметов с закрытыми глазами).
  5. Дети любят подвижные игры «Делай, как мы, делай лучше нас», «Море волнуется», дошкольники запоминают и воспроизводят замысловатые движения взрослого и придумывают свои.
  6. В старших группах детского сада популярны всевозможные «Ловишки», «Правильный путь», когда играющему закрывают бумажным колпачком глаза и предлагают пройти по обозначенному пути: шаг вперед, два шага назад, повернуться направо, три шага прямо, затем вернуться на исходную позицию, чтобы повторно сделать правильный путь.
Читайте также:  Антибиотики при ангине у детей: препараты для быстрого лечения

Накопленный опыт дошкольного детства помогает будущим ученикам использовать специальные приёмы для работы с более сложным материалом по сравнению с предыдущим периодом, делает их учёбу в школе более успешной. Главное, чтобы деятельность по формированию процессов запоминания, сохранения и воспроизведения велась систематически, а не от случая к случаю.

Лабиринты для дошкольников

Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.

Лабиринты для дошкольников

Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»

Лабиринты для дошкольников

В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.

Лабиринты для дошкольников

Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».

Лабиринты для дошкольников

Скачать

Лабиринты для дошкольников
Лабиринты для дошкольников