Проблема родителей,
чьи дети зависают в компьютерных играх, в том,
что они не могут сказать, в каких.
Кто он — виртуальный враг?
Компьютерная зависимость – молодой и неоднозначный термин. Впервые его использовали ученые в 1980. Обозначает устойчивое желание проводить большую часть своего свободного времени, глядя в экран и кликая мышкой. Хотя большинством ученых, занимающимися психическими расстройствами, патология официально не признана болезнью, появление феномена патологической связи человека и компьютера очевиден.
Как и любая другая, компьютерная зависимость вызывает ухудшение состояния при отсутствии постоянной стимуляции (абстинентный синдром), стремление «слиться» с объектом зависимости, потерю интереса к «остальной» жизни, уменьшается желание удовлетворить остальные потребности.
- Компьютерная зависимость у подростков и …
- Компьютерная зависимость у детей …
- Компьютерная зависимость у подростков и …
- Компьютерная зависимость у детей и …
Исследователи проблемы отмечают, что наибольшей опасности подвержены подростки в возрасте от 11 до 16 лет, так как их психика еще только находится на стадии формирования, и они не имеют определенного уровня развития механизмов психической защиты.
Компьютерная зависимость у подростков: причины
Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?


В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.


Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.


В чем это может выражаться?


- Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
- Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
- Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
- Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
- Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
- Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
- Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.


Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.


Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.
В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.
К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.
Против авторитета родителей играет, в первую очередь, полная доступность информации в сети. Там подросток может найти все, что нужно в его возрасте, и чем шире доступ, тем он более привлекателен.


Компьютерные игры


Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.


Социальные сети


Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор именно на данных ресурсах.


Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет. Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?
Как отучить подростка от компьютерных игр?
К счастью, у родителей есть возможность заметить появление нездоровой привязанности у ребенка на ранней стадии, когда она носит еще характер легкой увлеченности и проявляется в свободное время, не нанося ущерба более важным занятиям. В этот период потребность в игре только формируется.
Если эту фазу пропустить, то позже появляется более выраженная увлеченность, когда подросток играет систематически, перестраивая свой распорядок дня таким образом, чтобы было больше времени на игру. В его психике происходит активная переоценка ценностей.
Если и здесь ничего не было предпринято, возникает стадия собственно зависимости, когда потребность в игре становится основной, а сама компьютерная игра – главной жизненной ценностью. Подросток полностью уходит в виртуальный мир, постепенно прекращая общение с друзьями и семьей. Если он по какой-то причине не может продолжить игру (не получает положенной «дозы»), у него возникает депрессия, повышается раздражительность и так далее.
На этом этапе родителям вряд ли удастся самостоятельно помочь своему ребенку. Лучше начать действовать уже при первых признаках игровой зависимости.
Какие потребности закрывают игры?
У детей, как и у всех нас, есть определённые потребности. Если какое-то занятие легко удовлетворяет их, в полной мере или хотя бы частично, ребёнок не упустит такую возможность и погрузится в это занятие с головой.
Какие у меня были потребности в детстве?
- Во-первых, у меня была потребность ощущать себя значимым, чувствовать, что я не пустое место, а человек, который чего-то достиг.
Это легко можно получить благодаря онлайн-играм. Более того, как раз в этом — их самая сильная сторона. Дорога к величию в виртуальном мире прямая и понятная.
- Во-вторых, у меня была потребность завести друзей и вместе с ними делать что-то увлекательное, быть на одной волне и в одном контексте.
- Компьютерная зависимость у детей …
- Компьютерная зависимость у подростков и …
- Компьютерная зависимость у детей и …
- Компьютерная зависимость у подростков и …
Мы все хотели быть участниками одной общей интересной истории. Онлайн-игра предоставляет такую возможность.
В качестве иллюстрации расскажу забавную историю, которую я услышал от сестры. Её 7-летний сын Кирилл, мой племянник, без ума от игры Minecraft. Как-то раз сестра застала его за телефонным разговором с другом. Мальчишки живо обсуждали действия своих персонажей в игре: куда надо пойти, что видно вокруг, какой квест взять и так далее.
Ничего необычного, кроме одной детали: Кирилл в этот момент не играл в Minecraft. Он просто валялся на диване с телефоном в руке и смотрел в окно.
Что это значит?
Да просто ребёнку хотелось пообщаться с другом и побыть с ним в одном контексте. И мальчик решил поддержать своего товарища вот таким забавным способом. Кстати, фокус удался. Друг так и не понял, что Кирилл комментировал игру «вслепую».
«Весь в шрамах»
Мать погибшего подростка по фамилии Лю рассказала местной газете «Аньхой Шанбао», что ее сын настолько пристрастился к интернету и компьютерным играм, что они с мужем ничего не могли поделать и решили прибегнуть к посторонней помощи.
Юношу было решено отправить в специализированный центр в городе Фуян, который рекламирует себя как место реабилитации, где подростков избавляют от интернет-зависимости путем сочетания «психологических консультаций и физподготовки».
- Может ли Pokémon Go помочь людям с аутизмом открыться миру?
- Не только игры: как и где используется виртуальная реальность
- Ученые: развивающие игры не особо влияют на мозг
Юношу отвезли в центр вечером 3 августа. Спустя два дня его родителям сообщили, что их сына увезли в больницу, где он впоследствии скончался.
Точная причина смерти неизвестна.
Однако, по словам родителей, врачи, осматривавшие тело их сына, рассказали, что на погибшем было обнаружено более 20 наружных и несколько внутренних травм. Родителям разрешили посмотреть на тело в морге.
«Тело моего сына было полностью покрыто шрамами — с головы до ног… Когда я отправляла его в центр, он был в порядке — как он мог умереть за двое суток?» — цитирует госпожу Лю газета.
Государственная телекомпания CCTV сообщила, что в связи со смертью юноши полиция задержала директора центра и четырех его сотрудников. Сам центр закрыт до окончания расследования обстоятельств произошедшего.